Адаптивный круиз-контроль, принцип работы

Интернет-магазин Легион - Автодата

Адаптивный круиз-контроль

Адаптивный круиз-контроль (Adaptive Cruise Control, ACC) предназначен для автоматического управления скоростью движения автомобиля. Адаптивный круиз-контроль является дальнейшим развитием системы круиз-контроля, которая поддерживает заданную постоянную скорость движения.

Известными системами адаптивного круиз-контроля являются:

  • Preview Distance Control от Mitsubishi;
  • Radar Cruise Control от Toyota;
  • Distronic (Distronic Plus) от Mercedes-Benz;
  • Active Cruise Control от BMW;
  • Adaptive Cruise Control от Volkswagen, Audi, Honda.

Система адаптивного круиз-контроля включает датчик расстояния, блок управления и исполнительные устройства.

Датчик расстояния служит для измерения скорости и расстояния до впереди идущего автомобиля. В качестве датчика расстояния используются радары или лидары. Радар (Radar, Radio Detection and Ranging) излучает электромагнитные волны на объект и получает обратный сигнал – эхо. Скорость впереди идущего автомобиля оценивается по изменению частоты отраженной волны, а расстояние до машины — по времени возвращения сигнала. Установленные параметры преобразуются в электрические сигналы и передаются в блок управления.

Лидар (Lidar, Liht Detecting and Ranging) использует инфракрасный лазерный луч. Принцип действия лидара аналогичен радару. Лазерные датчики дешевле радаров, но подвержены влиянию погодных условий, поэтому на автомобилях премиум-класса в системе адаптивного круиз-контроля используются, в основном, радары.

Датчик расстояния устанавливается на переднем бампере или решетке радитора автомобиля. Радиус действия датчика составляет порядка 150 м. В последних разработках адаптивного-круиз-контроля используется датчики расстояния короткого и длинного диапазонов. Датчик короткого диапазона обеспечивает замедление автомобиля до полной остановки. Датчик длинного диапазона – до 30 км/ч. Это расширяет функциональные возможности системы и позволяет ее использовать при движении автомобиля с малой скоростью на небольшой дистанции (например, при движении в «пробках»). К примеру, в системе Distronic Plus используется три датчика – один дальнего и два ближнего действия.

Электронный блок управления принимает сигналы от датчиков расстояния, а также входную информацию от других систем, с помощью которых определяется:

  • скорость и дистанция до впереди идущего автомобиля;
  • скорость управляемого автомобиля;
  • угол поворота рулевого колеса;
  • боковое ускорение;
  • радиус кривой.

Программное обеспечение, установленное в блоке, сравнивает фактические параметры движения с заданными, на основании которого формируются управляющие воздействия по изменению скорости движения. Своих исполнительных устройств система АСС не имеет, а используют другие электронные системы автомобиля, с которыми связывается через соотсветствующие блоки управления (система курсовой устойчивости, дроссельная заслонка с электрическим приводом, автоматическая коробка передач).

Принцип работы системы

Работа системы адаптивного круиз-контроля осуществляется в диапазоне скоростей от 30 до 180 км/ч. Современные системы АСС поддерживают скоростной режим от 0 до 200 км/ч, а также режим торможения и старта в условиях плотного движения (функция Stop and Go).

Адаптивный круиз-контроль обеспечивает движение автомобиля в режимах постоянной скорости, ускорения и замедления. При отсутствии на дороге других автомобилей, система поддерживает заданную водителем скорость. При ускорении или перестроении впереди идущего автомобиля происходит ускорение автомобиля до заданной водителем скорости.

При замедлении или перестроении из соседнего ряда впереди идущего автомобиля происходит замедление автомобиля до заданной водителем дистанции. На низкой скорости замедление достигается за счёт работы тормозной системы (увеличения давления тормозной жидкости в системе), на высокой скорости — за счет снижения мощности двигателя (уменьшения подачи воздуха через дроссельную заслонку) и, при необходимости, работы тормозной системы.

С целью повышения безопасности автомобиля отдельные конструкции адаптивного круиз-контроля могут быть дополнены системами превентивной безопасности, экстренного торможения, GPS-навигации.

Адаптивный круиз контроль служит технической основой разрабатываемых систем автоматического управления автомобилем.

Какой бывает круиз-контроль

Что такое круиз-контроль и для чего используется в современных автомобилях?

Определение и предназначение

Круиз-контроль представляет из себя комплекс, в задачу которого входит постоянная фиксация определенной скорости движения транспортного средства. Возможны варианты, когда система способна самостоятельно увеличивать подачу топлива в момент замедления машины, а также наоборот – снижать. Например, когда требуется спуститься со склона. Такой тип системы – адаптивный.


В основном, круиз-контроль предназначен для перемещения по высокоскоростным автомагистралям, где отсутствует рваный ритм движения. При городской эксплуатации, в которой сложно поддерживать заданную скорость на протяжении длительного времени, использование устройства лишено всякого смысла. Также устройство нельзя активировать при скорости, меньшей 40 километров в час, а при нажатии на педаль тормоза система дезактивируется.

Использование системы

Система автоматической фиксации скорости управляется посредством пяти клавиш, которые зачастую располагаются на рулевом колесе либо на рулевой колонке в виде подрулевого рычага. Клавиша «On» отвечает за активацию, Off – соответственно отключает; кнопка Set/Accel расшифровывается как: прибавить/зафиксировать, Resume – возвращение, Coast – уменьшение. Также, органом управления является педаль тормоза, отключающая устройство.


За электронный интеллект системы отвечает микропроцессор. Принцип его работы основан на взаимодействии дроссельной заслонки и нескольких сенсоров. Если устройство фиксации скорости полностью исправно, то оно обеспечивает незамедлительное увеличение скорости машины и это не зависит от массы автомобиля, а также от ландшафта дорожного полотна, которое может состоять из спусков и подъемов.


Как электронный «мозг» рассчитывает требуемую скорость движения транспортного средства? В его задачи входит учет таких параметров как пропорции, дистанция, а также акселерация. Таким образом работает пассивный круиз-контроль.

Определение активной и пассивной системы поддержания скорости

В наше время автопроизводители стали все чаще внедрять в свои машины круиз-контроль, имеющий адаптивный принцип работы. Электронный комплекс способен сканировать скорость движения попутной машины и в соответствии с этим вносить корректировку в скорость движения машины с данным устройством с целью поддержания безопасного расстояния между двумя авто. Это – активный круиз-контроль, и он уже сейчас все чаще стал заменять пассивную систему.


Адаптивный тип системы постоянно подвергается модернизации. В частности, устройство учат не только поддерживать безопасное расстояние между машинами, но и также полностью останавливаться, задействуя при этом тормоза. В целом, активный круиз-контроль основан на взаимодействии специального радара и цифровой передачи сигнала на процессор.


Адаптивный круиз-контроль, в первую очередь, отвечает за предотвращение столкновения с попутно едущим автомобилем, а потому он вполне может считаться системой безопасности.

Как пользоваться

Итак, круиз-контроль и принцип его эксплуатации:

  1. По достижению автомобилем необходимой скорости следует на короткое время нажать клавишу активации системы. После чего нужная вам скорость движения будет удерживаться электроникой самостоятельно. Можно расслабиться и отпустить педаль акселератора.
  2. Если нужно ускориться на короткий промежуток времени (скажем, при совершаемом опережении или обгоне) – нажимаем на педаль газа. Далее по завершению нужного маневра отпускаем гашетку и скорость движения в автоматическом порядке возвращается к исходной.
  3. Для увеличения скорости движения машины следует воспользоваться соответствующей клавишей и нажимать ее до того момента, пока не будет достигнута нужная скорость.
  4. В случае, если необходимо понизить скорость движения – пользуемся нужной клавишей до тех пор, пока не будет достигнута нужная скорость.
  5. Устройство приходит в неактивное состоянии при выжиме педали сцепления либо педали тормоза.
  6. Чтобы дезактивировать систему нужно воспользоваться соответствующей клавишей, либо несильно нажать на тормоз.

Удобство водителя

Круиз-контроль, устанавливаемый на автомобили заводом-производителем — это самый лучший вариант. Но систему можно установить, если такая возможность предусмотрена производителем данного автомобиля. Зачастую подобный узел не предусмотрена в силу более «бедной» комплектации.

В целом, круиз-контроль возможен на машинах исключительно с инжекторной системой впрыска и электронной педалью газа.

Как выяснилось, круиз-контроль бывает активным и пассивным. И если пассивная система служит больше для удобства, то активный тип уже можно считать частью систем безопасности автомобиля. Ко всему прочему, у данной системы имеется еще один немаловажный плюс – способность экономить топливо.

Адаптивный круиз контроль автомобиля

Ежегодно устройство автомобилей становится все сложнее и более совершенными. Сегодня даже недорогие бюджетные модели оснащены различными функциями, о которых раньше можно было только мечтать. Одной из них является адаптивный круиз контроль, который очень полезен автомобилистам.

Водители знают, насколько сложно ездить на большие расстояния. Может появится усталость, а вместе с тем работает заторможенность. При возникновении помех или препятствий на дороге, водитель, как правило, не успевает в таком состоянии отреагировать. Именно поэтому и придумали адаптивный круиз контроль (АСС).

Общее понятие и назначение системы

Попробуем разобраться, что такое система адаптивного круиз контроля и зачем она нужна водителям. Эта функция способна автоматически поддерживать определенную скорость автомобиля. Благодаря системе АСС долгие поездки станут не настолько утомительными, и автовладелец может немного расслабиться.

Адаптивная система отличается от обычной тем, что помогает водителю расслабиться, а также с помощью радара измерять расстояние до ближайшего авто. Таким образом, если дистанция будет уменьшаться, то блок подаст команду и снизит скорость.

В передней части машины устанавливают специальные датчики. Они бывают двух разновидностей:

  • Короткий диапазон. В этом случае дальность составляет около 150 метров и обеспечивает полную остановку авто.
  • Дальнее действие. Такие датчики более эффективные при езде за городом и могут снижать скорость до 30 км/час.

Оба вида датчиков можно использовать вместе, что позволяет добиться эффективности даже в постоянных городских пробках. То есть вам не нужно будет газовать и замедляться, ведь система сама примет верное решение.

Устройство АСС

Если рассматривать систему адаптивного контроля, то она состоит из следующих частей:

  1. Датчики расстояния на бампере с автоматическим распознаванием.
  2. Электронный блок.
  3. Считыватель информации — угол поворота, положение заслонки, скорость колес и другие.

Во время работы информация подается на электронный блок, обрабатывается и принимается соответствующее решение. Далее автомобиль ускоряется, снижается скорость или он останавливается.

Круиз с автоматическим контролем может быть адаптивный или пассивный. Пассивный предоставляет водителю несколько иные, ограниченные возможности. А вот адаптивный более «продвинутый» и современный.

Продуманная и качественная система управления заданной скоростью работает быстро и слаженно. Она соединен с основным дросселем с помощью сенсоров. Без рывков удерживает нужную скорость авто, независимо от уклонов или подъемов. Так работает обычный пассивный круиз контроль.

Панель управления системы

Управление системой АСС простое и легкое. На корпусе расположены кнопки On и Off, они включают и выключают функцию. При нажатии кнопки включения система перейдет в режим ожидания. Отмечу, что некоторые системы не имеют таких кнопок, в них есть только Set, которая включает функцию, а отключается она нажатием педали тормоза.

Coast дублирует педаль тормоза, то есть при нажатии этой кнопки машины станет замедляться. Тормоз и сцепление оснащены датчиками, которые отключают адаптивный контроль.

Дополнительные возможности

Стоит отметить различные дополнительные возможности системы круиз контроля. Помимо изучения дистанции между машинами, система может определять скорость автомобиля, который едет впереди.

Динамический контроль позволяет измерять путь движения автомобиля. Также происходит контролирование его положения на дороге, то есть фиксируется расположение машины относительно расстояния сзади.

Как пользоваться системой

Адаптивный круиз контроль управляется с помощью переключателя, установленного под рулем. Как же пользоваться системой? Легко и просто:

  1. Включаем систему адаптивного контроля.
  2. По мере движения, когда будет достигнута нужная скорость, она фиксируется в памяти и поддерживается.
  3. Параметры отображаются на приборной панели в виде индикаторов или пиктограмм.
  4. Скорость можно увеличивать или снижать переключателем. Благодаря продуманной до мелочей системе, можно задать безопасные условия для движения машины.

Недостатки системы

Адаптивный круиз контроль имеет некоторые недостатки, но они совершенно не влияют на работу и популярность этих систем среди покупателей.

  • Обзорность датчиков не очень большая, поэтому они не могут реагировать на автомобили, перекрывшие дорогу.
  • Датчики не способны резко переключаться с одного режима на другой, поэтому не могут определить, остановился ли автомобиль впереди или еще едет.
  • Работает система лучше при равномерном движении по дороге.

Таким образом, адаптивный круиз контроль является полезным устройством, но мастерство водителя при этом никто не отменял.

Контроль и уверенность на дороге

Хоть адаптивный круиз контроль и не является обязательным в автомобиле, но вносит незаменимый вклад для увеличения уровня безопасности при движении, обеспечивает дополнительный комфорт во время управления авто.

Популярными системами круиз контроля считаются следующие:

  • Preview Distance Control от Mitsubishi;
  • Radar Cruise Control от Toyota;
  • Distronic (Distronic Plus) от Mercedes-Benz;
  • Active Cruise Control от BMW;
  • Adaptive Cruise Control от Volkswagen, Audi, Honda.

Современные системы контроля могут подавать различные звуковые и визуальные сигналы при обнаружении опасности. Кроме того, они способны самостоятельно принимать решения в различных ситуациях, уклоняться или экстремально тормозить при необходимости.

Активный или адаптивный круиз-контроль

Активный или адаптивный круиз-контроль является дальнейшим развитием системы круиз-контроля, поддерживающей заданную постоянную скорость движения.

Активный/адаптивный круиз-контроль (англ. Active/Adaptive Cruise Control, ACC) Служит для автоматического управления скоростью движения автомобиля и служит технической основой разрабатываемых систем автоматического управления автомобилем.

Наиболее известными системами адаптивного круиз-контроля являются:

  • «Preview Distance Control» от «Mitsubishi»;
  • «Radar Cruise Control» от «Toyota»;
  • «Distronic» («Distronic Plus») от «Mercedes-Benz»;
  • «Active Cruise Control» от «BMW»;
  • «Adaptive Cruise Control» от «Volkswagen», «Audi», «Honda».

Устройство адаптивного круиз-контроля

Система адаптивного круиз-контроля включает в себя следующие элементы:

  • датчик расстояния и скорости;
  • блок управления;
  • исполнительные устройства.
Адаптивный круиз-контроль
Датчик сканирует пространство впереди автомобиля.

В качестве датчика, измеряющего скорость и расстояние до идущего впереди автомобиля, служит радар или лидар.

Радар (англ. Radar от RAdio Detection And Ranging – радиообнаружение и определение дальности) излучает радиоволны и регистрирует их отражение (эхо) от объектов. Лидар (англ. Lidar, Liht Detecting and Ranging – световое обнаружение и определение дальности) излучает электромагнитные волны оптического диапазона (в автомобильных системах инфракрасного) и регистрирует их отражение от объектов.

Лидары дешевле радаров, но подвержены влиянию погодных условий (рассеивание в непрозрачной среде), по этой причине на автомобилях премиум-класса в системе адаптивного круиз-контроля используются, в основном, радары.

Датчик, как правило, устанавливается на переднем бампере или решетке радитора автомобиля. Его радиус действия составляет около 150 м. В самых современных системах адаптивного-круиз-контроля используются датчики расстояния короткого и длинного диапазонов. Первый обеспечивает замедление автомобиля до полной остановки, второй – до 30 км/ч. Это расширяет функциональные возможности адаптивного круиз-контроля и позволяет его использовать при движении автомобиля на малых скоростях и небольших дистанциях (например, в пробке). Так в системе «Distronic Plus» используется уже целых три датчика – один дальнего и два ближнего действия.

Блок управления ACC принимает сигналы от датчиков расстояния, а также входную информацию от других систем автомобиля, определяя:

  • скорость и дистанцию до впереди идущего автомобиля;
  • скорость управляемого автомобиля;
  • угол поворота рулевого колеса;
  • боковое ускорение;
  • радиус кривой движения.

Скорость идущего впереди автомобиля, как в случае применения радара, так и лидара, определяется по изменению частоты отраженной волны, а расстояние до машины – по времени возвращения сигнала. Полученные параметры преобразуются в электрические сигналы и передаются в блок управления.

Программное обеспечение блока управления сравнивает фактические параметры движения с заданными, на основании которых формируются управляющие воздействия по изменению скорости движения. Собственных исполнительных устройств система адаптивного круиз-контроля не имеет, а использует другие электронные системы автомобиля, связываясь с ними через блоки управления, например:

  • систему курсовой устойчивости;
  • дроссельную заслонку с электрическим приводом;
  • автоматическую коробку передачи или вариатор.

Принцип работы адаптивного круиз-контроля

Работа системы адаптивного круиз-контроля осуществляется обычно в интервале скоростей от 30 до 180 км/ч. Современные системы АСС поддерживают скоростной режим от 0 до 200 км/ч, а также функцию старт-стоп.

Адаптивный круиз-контроль позволяет автомобилю двигаться в следующих режимах:

  • постоянной скорости;
  • ускорения;
  • замедления.

При отсутствии на дороге других автомобилей, система поддерживает заданную водителем скорость. При ускорении или перестроении идущего впереди автомобиля происходит ускорение управляемого автомобиля до заданной водителем скорости.

При замедлении или перестроении из соседнего ряда впереди идущего автомобиля происходит замедление автомобиля до заданной водителем дистанции. На низкой скорости замедление достигается за счёт работы тормозной системы (увеличения давления тормозной жидкости в системе), на высокой скорости – за счет снижения мощности двигателя (уменьшения подачи воздуха через дроссельную заслонку) и, при необходимости, работы тормозной системы.

Для повышения безопасности автомобиля некоторые виды адаптивного круиз-контроля могут включать дополнительные подсистемы:

  • систему превентивной безопасности;
  • систему экстренного торможения;
  • систему GPS-навигации.

Также нельзя забывать, что система круиз-контроля помогает экономить топливо, так как без нее (из-за подрагивания ноги водителя на педали акселератора) расходуется больше топлива на 1 – 5 %.

Читайте также

Несмотря на широкомасштабные исследования, биотопливо еще не конкурентоспособно. Чтобы осуществить мечту об альтернативном топливе, необходимо пройти тернистый путь.

Вариатор — оптимальный способ изменения передаточного отношения между двигателем автомобиля и его колёсами. Экология и улучшенная конструкция могут сделать бесступенчатую трансмиссию (CVT) системой переключения передач будущего.

Адаптивный круиз-контроль — принцип работы

Адаптивный круиз-контроль (ACC) помогает автоматически управлять скоростью движения автомобиля. Он является продолжением обычного круиз-контроля, который помогал поддерживать постоянную заданную скорость. В последнее время, она все чаще применяется в автомобилях компании Volkswagen.

Система адаптивного круиз-контроля имеет следующее устройство:

Датчик расстояния очень важен для системы. Он передает информацию о скорости движения, расстоянии до впереди идущей машины. Обычно в качестве датчика используется радар или лидар. Он испускает электромагнитные волны, когда волна отражается и возвращается к источнику излучения. Радар может определить скорость движения впереди идущего автомобиля по измененной частоте волны, а расстояние измеряется с помощью задержки возврата сигнала — сколько сигналу потребовалось времени, что бы вернуться обратно, то есть поделить время на скорость света, получаем расстояние до впереди идущей машины.

Лидар немного отличается от радара. Он использует вместо электромагнитных волн — инфракрасный луч. Принцип действия точно такой же, как и у радара. Но, к сожалению у данного устройства есть недостатки. При плохих погодных условиях: сильный туман, большая сырость, дождь, снег будет происходить влияние на устройство, а именно на стабильную работу.

В адаптивном круиз-контроле используется радар на 150 метров. Но в самых последних системах используется от 2 до 3 датчиков расстояния — ближнего и дальнего действия. Датчик ближнего действия позволяет автоматически снижать скорость, вплоть до полной остановки автомобиля (если впереди идущая машина очень близко). Датчик дальнего действия позволяет снизить скорость до 30 км/ч, это происходит по мере приближения впереди идущей машины, скорость снижается автоматически, если водитель не снижает скорость сам, а впереди идущая машина не меняет траекторию движения. Все это позволяет расширить функционал и сделать вождение более удобным.

Электронный блок управления выполняет функцию управляющего устройства. Он обрабатывает данные которые приходят с датчиков. Также он принимает информацию и от других систем, на основе которых оказывается управляющее воздействие. Определяются следующие данные:

— скорость и дистанция до впереди идущего автомобиля;

— скорость вашего автомобиля;

— угол поворота рулевого колеса (для определения дальнейшей траектории движения вашего авто);

[3]

Видео (кликните для воспроизведения).

Система адаптивного круиз-контроля компании Фольксваген — ACC, не имеет своих исполнительных механизмов, поэтому она использует:

— систему курсовой устойчивости;

— дроссельную заслонку с электрическим приводом;

— автоматическую коробку передач.

Принцип работы адаптивного круиз-контроля

Адаптивный круиз-контроль (ACC) работает в диапазоне от 0 до 200 км/ч, и поддерживает функцию «старт и стоп», которая работает весьма эффективно при условиях плотного движения.

Всего имеется три режима работы системы:

Если на дороге в зоне действия радаров не будет находится автомобилей, то система будет поддерживать скорость заданную водителем. Если система поддерживает скорость ниже заданной, а впереди идущий автомобиль ускорился или изменил траекторию своего движения, то система автоматически поднимет скорость до заданной водителем.

При перестроении в ваш ряд, другого впереди идущего автомобиля, система снизит скорость, что бы поддерживать заданное расстояние между автомобилями. На низких скоростях замедление осуществляется с помощью тормозной системы. При высоких скоростях, используется снижение мощности двигателя, путем уменьшения подачи воздуха через дроссельную заслонку, также дополнительно используется тормозная система, если вдруг возникает резкая необходимость.

Для целей безопасности, ACC может включать следующие системы:

— система привентивной безопасности;

— система экстренного торможения;

Адаптивный круиз-контроль является технической основой для создания новых систем для автоматического управления автомобилем.

Принцип работы круиз-контроля и инструкция по использованию

Круиз-контроль является специальным устройством, обеспечивающим удобство дальних поездок, да и ближних тоже. Благодаря ему на машине поддерживается одна и та же скорость вне зависимости от качества дороги, причем водителю даже не нужно особо следить за этим. В городах, из-за не отличающейся постоянством скорости машин, круиз-контроль, в общем-то, ни к чему. Вот при поездке за город или между городами может очень даже пригодиться. А для того, чтобы круиз-контроль был востребован, и можно было оценить его важность, нужно ездить на большое расстояние. Само собой, такая система важнее всего в странах вроде Америки – там дороги длинные и качественные.

[1]

При покупке подержанного автомобиля, пускай весьма роскошного, можно не иметь информации обо всех его функциях. Это потому, что при управлении машиной хватит сведений об основных его показателях, или же из-за неполноты/утери документов на нее.

Содержание:

Ну а на клавишное устройство в автомобильном руле, сделав некоторое количество неудачных попыток включения, многие просто перестают обращать внимание.

Из чего состоит круиз-контроль, каковы принципы его работы?

Сейчас есть пассивные, а также адаптивные системы круиз-контроля. Пассивные состоят из следующего: клавиши управления, автоконтроллера, сервопривода, а также электромагнитные клапаны, чтобы им можно было управлять, ну и привод для дроссельной заслонки.

Коллектором управляются клапаны сервопривода, реагируя на различия реальной и заданной скоростей. Сервопривод использует создающееся в итоге разряжение, подавая со своей мембраны сигнал, который управляет дроссельной заслонкой, благодаря чему происходит коррекция подачи топлива. Вот так заданная скорость машины сохраняется вне зависимости от изменений трассы – спуска или подъема.

Ради безопасности, система неактивна, если ездить медленнее сорока км/ч, и не может быть включена при ней принудительно, а когда вы жмете на тормоз, она отключается.

Использование круиз-контроля, управление им

Местом для пульта управления круиз-контролем является либо многофункциональный рычаг, либо середина руля, либо передняя панель. В большинстве случаев он помечен надписью «CRUISE».

Управлять можно при помощи кнопок, находящихся на руле: это On, а также Off (вкл и выкл), Coast (понизить), Resume (восстановить), SetAccel (установить/увеличить). Кроме них есть еще и педаль тормоза – стоит на нее нажать, и система выключается.

Поясним:

  • Кнопка Off выключает систему;
  • On – включает ее. Когда вы нажимаете сюда, круиз-контроль становится активен, но чтобы задать необходимую скорость, надо ее сначала набрать на акселераторе, а затем нажать Set, и тогда машина станет идти с заданной скоростью, а на пульте управления загорится «CRUISE ENGAGED»;
  • Первым нажатием на SetAccel вы «запомните» текущую скорость, следующим нажатием вы ее увеличите на два км/ч;
  • Притормозив, можно быстро восстановить скорость до «запомненной», просто нажав на Resume;
  • Для ее снижения надо держать нажатой Coast.

Есть два способа выключения системы:

  • Нажатие на тормоз, и после повторного включения придется заново набирать нужную скорость;
  • Нажать на Off, тогда запрограммированная скорость остается в памяти круиз-контроля;

Если система включена – вовсе не обязательно держать ногу на педали газа.

Активный круиз-контроль – что это такое?

Сейчас компании по производству автотранспорта разрабатывают адаптивный круиз-контроль, следящий еще и за скоростью автомашин впереди, поэтому они могут изменять скорость вашего автомобиля ради сохранения безопасного расстояния. А ныне существующий называют пассивным.

Вот, например, как это работает на машине марки Mercedes. Вы пристроились в хвост другой машины, а у вас включен круиз-контроль. Система при помощи видеокамеры считывает номер машины впереди, и ваша станет сама по себе следовать за ней, пока та не сменит полосу или трасса не похожа на горный серпантин.

А когда машины разделят расстояние, которое система признает безопасным, ваша машина вернется к заданной вами скорости.

Этот тип можно использовать на тридцати-двухстах км/ч. Во время его работы не следует отпускать руль, чтобы устройство работало. Есть еще и другой тип адаптивного круиз-контроля: машина следит за разметкой дороги, идя по полосе, вместо того, чтобы искать попутный автомобиль.

При замедлении автомобиля впереди, круиз-контроль сигнализирует вашему, чтобы он тоже замедлился. А при пустой трассе система сигнализирует, чтобы скорость восстанавливалась.

Активный круиз-контроль нужен для помощи водителю при облегчении предупреждения аварий, которые происходят от того, что он столкнулся с транспортом впереди. В случаях, когда у него слишком мало времени на замедление, он сигнализирует водителю, чтобы тот нажал тормоз либо повернул в сторону. Ну а системы более сложные могут сами остановить машину.

Системы, оснащенные лазерами, менее затратны, чем радарные, но имеют отрицательную сторону. При плохой погоде они не замечают препятствий. К тому же, вообще не видят грязных машин. Ну а радарными оборудуются машины представительские и очень дорогие спортивные.

У большей части европейцев принято считать, что активный круиз-контроль в машинах – самый перспективный: он делает вождение удобнее, а кроме того – безопаснее.

Но даже активный круиз-контроль может ошибаться, так что он тоже не избавляет от необходимости проявлять внимание на дороге.

Если система активна – двигатель работает в наиболее экономном режиме.

Как правильно пользоваться круиз-контролем?

При обилии подъемов, а также спусков на дороге – по ней может оказаться довольно сложно ездить на машине, если на ней работает круиз-контроль. На это может повлиять вот что: крутизна трассы, а также спусков и подъемов на ней, запрограммированная скорость.

Если вы поднимаетесь, машина может замедляться. Если вы идете по крутому спуску – может не хватить двигательного торможения, тут иногда приходится зажимать педаль тормоза, что обязательно разочарует в круиз-контроле.

ВНИМАНИЕ:Никогда не применяйте круиз-контроль, если дорога мокрая, скользкая или обледеневшая! В противном случае вы можете создать аварию. Также никогда не следует его включать в трудных дорожных условиях, в таких, как, например: морось, осадки, ночь, туман.

Что еще нужно знать тем, кто применяет круиз-контроль

Как проверить неактивную систему

В случае, когда включенный круиз-контроль на вашей машине не функционирует или работает плохо, вы прежде всего должны проверить, нет ли в ней тех или иных неполадок. При этом необходимо действовать так:

  1. Включить зажигание;
  2. Нажать кнопку ON, которая располагается на пульте управления круиз-контролем. Тогда загорится лампочка индикатора «CRUISE ENGAGED». Если же она по какой-либо причине перегорела – вместо нее необходимо вставить новую, рабочую;
  3. Зажать на Resume, отпустив через три секунды;
  4. Тогда лампочка сначала вспыхнет на три секунды и погаснет на две. Затем, при наличии неполадок, лампочка вам высветит коды обнаруженных ошибок. А при отсутствии этих самых неполадок, надо сбросить режим самодиагностики. Делается это таким образом:
  5. Набрать скорость шестнадцать км/ч;
  6. Отключить круиз-контроль, нажав на клавишу OFF;
  7. Убедиться в том, что индикаторная лампочка больше не вспыхивает.
  8. Каким образом можно прочитать коды ошибок, высвечиваемые индикатором?

Считывая коды ошибок, вы обязательно должны помнить следующее:

  • Коды разделяет длинная пауза;
  • Цифры в кодах из двух чисел разделяет короткая пауза.

Например: код 12 обозначается длинной вспышкой, после которой идет сначала короткая пауза, а затем пара коротких вспышек.

Как реагировать на сигналы индикатора, которые означают те или иные коды ошибок:

Тут следует осмотреть проводку, которая соединяет пульт управления системой, проверить работу выключателя стоп-сигналов, а также – насколько качественно функционирует датчик нажатия тормоза системы.

В этом случае следует проверить предохранитель, а также проводку, которая соединяет круиз-контроль с предохранителем.

Необходимо сделать проверку выключателя стоп-сигнала, а также датчик, по которому определяется, нажат ли тормоз системы.

Необходимо сделать проверку переключателя системы, как и в случае кода ошибки 12.

Как вы поняли, круиз-контроль крайне полезная вещь, помогающая водителю сильно не уставать на дороге и больше внимания уделять самой дорожной ситуации. Особенно она помогает на трассе. Пользуйте данной системой, если она у вас есть, она существенно облегчит вам жизнь, тем более сложного в использовании нет ничего.

Необходимо сделать проверку переключателя системы, как и в случае кода ошибки 12.

Круиз-контроль

Круиз-контроль — это система автоматического регулировании скорости — идеальный пример системы управления с замкнутым контуром. На рисунке приведена блок-схема системы. Назначение системы автоматического регулирования скорости состоит в том, чтобы водитель мог устанавливать скорость транспортного средства и указать системе автоматически поддерживать эту скорость.

[2]

Рис. Блок-схема системы автоматического регулировании скорости с замкнутым контуром управления, или круиз-контроль

Система реагирует на измеренную скорость транспортного средства и соответственно регулирует дроссельный клапан. Время реакции важно, чтобы не возникало ощущение, что скорость автомобиля «плавает» вверх и вниз.

В систему включены и другие средства обеспечивающие, например, постепенное увеличение или уменьшение скорости при касании кнопки. Большинство систем также запоминает последнюю заданную скорость и восстанавливает эту скорость снова при касании кнопки.

Список функциональных требований к хорошей системе автоматического регулирования скорости выглядит примерно следующим образом:

  • поддерживать скорость транспортного средства на заданном значении
  • поддерживать скорость с минимальным отклонением от заданной
  • обеспечивать возможность изменения скорости транспортного средства
  • немедленно отменять режим круиз-контроля при срабатывании тормоза
  • сохранять значение последней установленной скорости
  • иметь встроенные в систему средства обеспечения безопасности

Описание системы круиз-контроля

Главный выключатель включает систему автоматического регулировании скорости, а она, в свою очередь, контроль системы зажигания. Большинство систем не сохраняет заданную скорость в памяти, когда главный выключатель выключен. Действие выключателя Set (установка) записывает заданное значение скорости в память программы, но обычно задание будет работать, если только оно отвечает примерно следующим условиям:

  • скорость транспортного средства больше 40 км/ч
  • скорость транспортного средства меньше 12 км/ч
  • изменение скорости меньше, чем 8 км/ч в секунду
  • автоматика должна находиться в режиме «движение»
  • тормоза или сцепление не задействованы
  • обороты двигателя стабильны

Как только система установлена, скорость поддерживается с отклонением в пределах 3-4 км/ч, пока не будет отключена нажатием на педаль тормоза или педаль сцепления, нажатием на кнопку выключателя Resume или выключением главного выключателя круиз-контроля. Последний «набор скорости», сохраняется в памяти, кроме тех случаев, когда был отключен главный выключатель.

Если система автоматического регулирования скорости снова потребуется водителю, тогда при нажатии кнопки Set будет поддерживаться текущая скорость транспортного средства, а при нажатии кнопки Resume скорость транспортного средства будет изменена до предыдущей скорости Set. Во время движения на заданной скорости водитель может нажать и держать кнопку Set, чтобы ускорить транспортное средство, пока желательная скорость не будет достигнута, и зафиксировать ее в момент отпускания кнопки.

Компоненты круиз-контроля

Ниже перечислены основные компоненты типовой системы круиз-контроля.

Приводной механизм

Для управления положением дроссельной заслонки используются несколько способов. Автомобили, оборудованные электрическими системами вождения, позволяют автоматической системе управления скоростью работать с тем же самым приводным механизмом. Для управления заслонкой по электрическому кабелю может быть использован электромотор или же вакуумная диафрагма, которая управляется тремя простыми клапанами, это довольно часто применяемый способ. Этот технический прием показан на рисунке.

Рис. «Вакуумный» привод системы автоматического регулирования скорости

Когда скорость необходимо увеличить, открывается клапан «х», создавая и низкое давление по одну сторону диафрагмы со стороны впускного отверстия коллектора. Атмосферное давление на другой стороне передвинет диафрагму и, следовательно, связанный с ней дроссельный клапан. Чтобы передвинуть диафрагму в другую сторону, клапан «х» закрывается, а клапан «у» открывается, позволяя атмосферному давлению войти в камеру. Пружина перемещает диафрагму назад. Если оба клапана закрыты, положение дроссельного клапана не изменяется. Обычно клапан «х» закрыт, а клапан «у» открыт; таким образом, в случае неисправности в кабеле управления круиз-контроль останется незадействованным и вакуум в коллекторе не будет нарушен. Клапан «х» обеспечивает дополнительное средство безопасности и управляется педалью тормоза или сцепления.

Главный выключатель и лампочка предупреждения

Главный выключатель — это простой выключатель «Вкл/Выкл», расположенный на приборной панели в пределах легкой досягаемости водителя. Лампа предупреждения может быть частью этого выключателя или частью главного дисплея приборной доски.

Кнопки выключателей Set и Resume

Эти кнопки установлены или на руле, или на рукоятке, отходящей от рулевой колонки. Когда выключатели входят в состав руля, для передачи сигнала необходимы контактные кольца. Кнопка Set программирует скорость в память и может также использоваться, чтобы увеличить скорость транспортного средства и значение скорости в памяти. Кнопка Resume позволяет водителю дать транспортному средству команду двигаться с последней заданной скоростью или временно дезактивировать контроль.

Выключатель, связанный с тормозами

Этот выключатель очень важен, поскольку торможение было бы опасно, если бы система автоматического регулирования скорости пыталась поддержать скорость транспортного средства. Этот выключатель обычно изготавливается с максимальной надежностью и устанавливается в месте расположения тормозной педали или дополнительно к выключателю тормозного сигнала, активизируемому педалью тормоза. Крайне важна правильная регулировка этого выключателя.

Выключатель, связанный со сцеплением или автоматической коробкой передач

Данный выключатель устанавливается аналогично выключателю на педали тормоза. Он дезактивирует систему круиз-контроля, чтобы предотвратить увеличение скорости двигателя при нажатой педали сцепления. Выключатель на автоматической коробке передач позволит системе круиз-контроля действовать лишь тогда, когда она находится в положении «Движение». Это сделано для того, чтобы предотвратить превышение скорости двигателя, которое могло иметь место, если бы система автоматического регулирования скорости попыталась ускорить автомобиль при положении селектора передач «1» или «2». Коробка передач будет менять передачи при ускорении автомобиля до установленной скорости, пока она «знает», что доступна более высокая передача.

Датчик скорости

В качестве датчика скорости обычно используется датчик спидометра. В противном случае применяются несколько типов датчиков — самый распространенный тип создает импульсный сигнал, частота которого пропорциональна скорости транспортного средства.

Адаптивная система круиз-контроля

Обычная система автоматического регулирования скорости теперь достигла высокой степени совершенства. И все же она не всегда практична на многих европейских дорогах, так как постоянно меняется скорость общего потока движения, и движение это часто очень интенсивное. Водитель во многих случаях вынужден выходить из системы круиз-контроля, чтобы ускорить или замедлить движение.

Рис. Принцип действия адаптивной системы круиз-контроля

Адаптивная система круиз-контроля может автоматически регулировать скорость транспортного средства соответственно возникающей транспортной ситуации. На рисунке показано действие такой системы. Система действует, исходя из трех главных целей:

  • поддерживать скорость, которая установлена водителем
  • адаптировать эту скорость и поддерживать безопасное расстояние от впереди идущих машин
  • предупреждать водителя, если возникает риск столкновения

Рис. Блок-схема адаптивной системы круиз-контроля

Главные компоненты базовой и более сложных адаптивных систем круиз-контроля показаны на рисунке. Отметим, что главными дополнительными компонентами являются датчик «перспективы» (headway) и датчик угла поворота руля; понятно, что первый из них — самый важный. Информация об угле поворота используется, чтобы расширить информативность датчика «перспективы», что позволяет получить большее различие между сигналами опасности и сигналами ложной тревоги. Используются два типа датчика «перспективы» — это радар к лидар. Оба содержит модули передатчика и приемника. Радарная система использует микроволновые сигналы частотой 35 ГГц. Время их отражения дает расстояние до впереди идущего объекта. Лидар использует светодиод, чтобы создать световые инфракрасные сигналы, отражения которых обнаруживаются фотодиодом.

Эти два типа датчиков имеют свои преимущества и недостатки. Радарная система не восприимчива к дождю и туману, но лидар может показать большую избирательность при распознавании стандартных отражателей на задней стороне впереди идущего транспортного средства. Луч радара может давать сильные отражения от мостов, деревьев, указателей и прочих обычных придорожных объектов. Достоверность показаний радара может также пострадать от потери обратного сигнала вследствие отражений, полученных при различных направлениях прохождения волн. В идеальных погодных условиях система лидара кажется лучшей, но она становится очень ненадежной, когда погода меняется. Расхождение луча приблизительно 2,5″ по вертикали и горизонтали, как оказалось, является наиболее подходящим независимо от того, какой датчик «перспективы» используется.

Видео (кликните для воспроизведения).

Важное обстоятельство, которое следует учитывать, состоит и том, что сигналы от других транспортных средств оборудованных такой же системой, не должны приводить к ошибочным результатам. Адаптивная система круиз-контроля в принципе функционирует так же, как и обычная система, кроме, и это существенно, тех случаев, когда сигнал от датчика «перспективы» обнаруживает преграду — в этом случае скорости транспортного средства уменьшается. Если оптимальный тормозной путь нельзя обеспечить только за счет реверса дроссельного клапана, водителю следует сигнал предупреждения. Более сложная система может также взять под свой контроль трансмиссию и тормоза автомобиля, но хотя это и весьма многообещающая идея — она далеко еще не дошла до необходимого уровня совершенства. Важно отметить, что адаптивная система автоматического регулирования скорости разработана для того, чтобы уменьшить бремя, лежащее на водителе, но не брать на себя полный контроль над автомобилем!

Источники




  1. Выгонов, В. В. Автомобили и оружие. Модели для мальчиков / В.В. Выгонов, С.В. Столярова. — М.: АСТ-Пресс Книга, 2016. — 172 c.



  2. Автомобили ВАЗ-2108, -2109, -21099 с двигателями 1,5i; 1,1; 1,3; 1,5. Эксплуатация, обслуживание, ремонт. — М.: Мир автокниг, 2008. — 240 c.



  3. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей Volvo 850 выпуска 1992-1996 гг.. — М.: Фолио, 2015. — 416 c.

Адаптивный круиз-контроль, принцип работы

Оценка 5 проголосовавших: 1

Здравствуйте, я Юрий Злобин. Уже более 8 лет работаю автослесарем. Являюсь специалистом своего дела и хочу научить посетителей сайта решать их проблемы.



Все материалы для данного ресурса тщательно собраны и переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Однако чтобы применить ее, всегда необходима консультация у профессионалов.


ВНИМАНИЕ !!!
Если Вы не видите наших видео роликов , значит у Вас включен блокиратор ADBlock




Интернет-магазин Легион - Автодата