Как пользоваться автоматической коробкой передач

Интернет-магазин Легион - Автодата

Правила пользования АКПП для новичков

Режимы и функционал АКПП

Пользоваться АКПП гораздо проще, нежели управлять механической коробкой передач. Даже, при условии, что автоматическая коробка имеет намного больше функций. Рассмотрим все возможные режимы и функции автомобилей с автоматической коробкой переключения передач.

Итак, основные и дополнительные режимы и функции:

Выше описаны все (старые и новые) функции и режимы АКПП, но автомобилестроение не стоит на месте, специалисты пытаются каждый день придумывать что-то новое. Возможно, АКПП также претерпит некоторые изменения в будущем.

Правила пользования

Для того, кто хочет узнать, как пользоваться АКПП, и правильно эксплуатировать транспортное средство с такой коробкой я расскажу основные правила.

Главное правило – пользование пробуксовкой запрещено. Механический вариант вообще не терпит различных пробуксировок. Это правило довольно актуально для езды в зимний период времени, когда на проезжей части лежит снег и лед. При таких условиях необходимо быть предельно аккуратным, чтобы не перегружать работу коробки, да и всей системы. Также не рекомендуется прибегать к пробуксовке и в теплые времена года.

Очень часто современные автомобили с автоматической коробкой переключения оснащены дополнительными возможностями, такими как анти пробуксовка. Эту функцию необходимо выключать в тех ситуациях, когда ваш автомобиль застрял. Такой маневр позволит безопасно выехать на нормальную поверхность. Так как полностью эту систему отключить невозможно, то ее работоспособность можно свести к минимуму.

Не рекомендуется переключать в положение нейтральной передачи, во время передвижения, без особых на это причин. Данный режим, в основном, предназначен для езды в «сервисном режиме», то есть в таком положении можно передвигаться только при выключенном двигателе (при буксировке). В противном случае, при частом использовании этого режима, могут быть нежелательные последствия в работе АКПП.

Помимо этих правил, необходимо также не забывать, что автоматический вид коробки – довольно сложный механизм, который требует своевременной диагностики, гарантийном обслуживании и замене жидкости трансмиссии. Важно помнить, что сервисное обслуживание должно проводиться четко по расписанию, особенно это актуально при езде по нашим дорогам.

Пользование в зимний период времени: Как правило, особые сложности при управлении, когда автомобиль имеет коробку автомат, возникают именно в зимний период. Поэтому это время считается самым опасным для водителей. Чтобы не сломаться под воздействием погодных условий, нужно знать, какие особенности управления транспортным средством в зиму.

  1. Всегда входите в поворот на скользкой трассе только на пониженной передаче. Это позволит более правильно и ровно выполнить маневр и повысит безопасность на дороге.
  2. Зимой, прежде чем начать передвижение, нужно немного прогреть систему. Это позволит прогреться до рабочей температуры не только авто, но и масло в коробке. А в том случае, когда выезжать нужно немедленно, то все-таки постарайтесь первое время не превышать скорость во время движения выше сорока километров. При таком режиме автомобиль прогреется до нужного уровня.
  3. После того, как авто будет прогрето (когда стоите на стоянке), рычаг переключения передачи передвиньте несколько раз в разные положения, удерживая при этом педаль тормоза. При этом в каждом из них останавливайтесь на несколько секунд.
  4. Очень важно зимой особо беречь авто, после того как вы прогреете его, несколько первых километров после стоянки нужно проехать в «щадящем режиме».

Следует помнить о том, что в случае, чем выше нагрузка, тем больше происходит выделение теплого воздуха в гидротрансформаторе. Поэтому необходимо принимать какие-то меры, при условии, что вы часто используете прицеп. Для обеспечения нормальной работы нужно продумать вариант с дополнительным радиатором, чтобы дополнительно охлаждалась коробка. При долгосрочной буксировке прицепа не желательно применять повышенную передачу (буксируйте на 2-3 скорости). Перед тем как пользоваться прицепом, учтите, что ресурс АКПП вырабатывается быстрее при буксировке, то есть, некоторые элементы системы могут очень скоро прийти в негодность.

Как пользоваться не стоит

Существуют некоторые требования и правила, которые предостерегают водителей от неправильного эксплуатирования транспортного средства на котором установлена коробка автомат.

  • Не пробуйте заводить машину с «толкача» (разрешено пользование только в вынужденных ситуациях). В противном случае это может привести к поломке системы.
  • Кроме того, что автомобилем с АКПП буксировать запрещается, так и его самого буксировать также не желательно. Все дело в том, что при движении автомобиля в коробке непрерывно должна циркулировать жидкость трансмиссионная. А при условии, что двигатель буксируемого транспортного средства не работает, циркуляция, естественно, не происходит. Такое поведение наносит серьезный вред. Но, все-таки, если нет возможности вызвать эвакуатор, то буксировка возможна лишь при условии, что она будет производиться на маленькой скорости (до тридцати километров) и на маленькое расстояние.
  • Категорически запрещено переключать противоположные режимы во время движения транспортного средства.
  • Выполнять парковку или реверсное движение можно только после того, как машина полностью остановиться.
  • Чтобы сберечь блокиратор (паркинг), дополнительно нужно пользоваться стояночным тормозом, когда останавливаетесь на уклоне.
  • Категорически запрещено пользоваться нейтральной передачей во время простоя в пробках.
  • Не рекомендуется заливать (смешивать) различные масла с дополнительными присадками.
  • Крайне важно соблюдать сроки технического обслуживания.
  1. Не превышайте установленную скорость для каждого диапазона.
  2. В случае принудительного переключения скорости необходимо выбирать режим, настоящая скорость для которого не является максимальной или превышающей.
  3. В некоторых моделях можно использовать четвертую повышающую передачу, для этого предусмотрена кнопка OD. В случае, когда она отключена, индикатор покажет это. Ее запрещено включать тогда, когда она утоплена, а РВД стоит в положении «драйв».

Желаю успехов в освоении нового вида управления транспортным средством.

Видео “Нюансы управления авто с АКПП”

Запись расскажет о правильном использовании АКПП и о тех возможностях, которые откроются для вас во время управления автомобилем с АКПП. Посмотрев видео, вы также узнаете много полезных нюансов, связанных с автоматической коробкой передач.

[2]

Инструкция для новичков по вождению машины с автоматической коробкой передач

Управление автомобилем, оснащенным автоматической коробкой передач достаточно простое, трудности возникают у новичков, не ознакомившихся с принципом работы АКПП и с её конструктивными особенностями.

Немного теории

Вы управляли автомобилем с МКПП и не относитесь к «чайникам»? Тогда на первых порах вождения АКПП следите за положением левой ноги. Приобретенная привычка нажимать педаль сцепления, которая отсутствует на авто, оснащенных АКПП может помешать во время езды. Очевидно: перед управлением машиной, оборудованной селектором, научитесь пользоваться только одной ногой — быстро перемещать правую ногу с педали «газа» на «тормоз», не вспоминая при этом про сцепление.

Рычаг переключения скоростей в автомобилях, оборудованных АКПП, называется селектором, он дополнительно оснащен кнопкой разблокировки, предотвращающей неправильное переключение передач. Основное достоинство указанного типа коробок — возможность подбора электроникой передаточного числа, соответствующего условиям езды, без участия водителя. Отсутствует необходимость учиться плавно переключать передачи: «умная» коробка справляется с этой задачей самостоятельно.

Вождение машины, оснащенной автоматической коробкой передач, начинается с изучения основных режимов работы агрегата, имеющих соответствующие обозначения:

Переключение селектора из положения «D» в позиции «D3»(D2), «D2»(D1) выполняется при движении машины. Усовершенствованные автоматические коробки переключения передач имеют дополнительные режимы разгона:

Рекомендуем «чайникам» посмотреть видео о вождении машины с АКПП для начинающих:

Практические занятия

Установите селектор, в необходимый режим, выполнив следующие действия:

  1. Запустите двигатель (переключить рычаг получится только при заведенном двигателе).
  2. Выжмите педаль «тормоза».
  3. Нажмите нужную кнопку режима, расположенную на селекторе (если в этом есть необходимость).
  4. Выберите положение, соответствующее необходимому направлению движения машины: «D» — транспортное средство поедет вперед, «N» — нейтраль, машина будет стоять на месте, или покатится под уклон, «R» — поедет назад. При включении выбранной водителем передачи автомобиль не начнет движение, а когда отпустите педаль «тормоза» — машина поедет. Учитывайте этот нюанс, не убирайте ногу с «тормоза» раньше времени во избежание ДТП.

Автоматические коробки распознают команды водителя по нажатию педали «газа»: плавный разгон, постепенное переключение скоростей обеспечивается нажатием с небольшим усилием. Интенсивный разгон, необходимый при обгонах, достигается выжимом педали «газа» в пол, при этом АКПП сначала включит передачу ниже, затем авто начнет разгоняться. Учитывайте: от момента выжима педали «газа» до разгона транспортного средства происходит небольшая задержка, примерно одна секунда, это время неощутимо при неспешной езде, а в условиях обгона может быть фатальным.

Решив остановить движение автомобиля, нажмите педаль «тормоза». При кратковременной остановке, на светофоре, не переводите селектор с положения «D» — продлите ресурс внутренних механизмов АКПП.

Держите педаль тормоза нажатой после остановки машины в ситуациях:

  1. Длительные остановки (пробки), нажатая педаль тормоза позволит мотору отдохнуть, не будет зря сжигаться горючее, используйте положение «N».
  2. Машина стоит на уклоне, селектор не переведен в позицию «Р».

Вышеуказанная инструкция для «чайников» позволит управлять автомобилем с коробкой автомат. Учтите: лучше сразу научиться правильному вождению, чтобы не нанести вред АКПП. Исправить вредные привычки управления транспортным средством сложно.

Дополнительные режимы

К дополнительным режимам коробок автомат относят:

  1. Зимний режим, имеет обозначение «*», «W», «SNOW», «HOLD», «WINTER». Согласно ему исключается пробуксовка во время переключения скоростей и при начале движения транспортного средства. Производится начало движения машины со второй передачи. Переключение на другие передачи происходит при меньших оборотах привода — это позволяет исключить перепады в работе коробки во время ускорений, уменьшает вероятность заноса авто. Эксперты уточняют: не стоит использовать указанный режим летом — можно получить перегрев коробки из-за достижения максимальной нагрузки на агрегат.
  2. Подрежимы положения «D» ограничивают ускорение больше определенного диапазона передач:
  • «S» или «З» — обеспечение включения передачи не выше третьей. Указанные позиции используют на участках дороги, требующих от водителя повышенного внимания. Осуществляя вождение, используют режим «З», при этом следите за показаниями тахометра, его стрелка не должна попадать в красную зону.
  • «2» — ограничение включения передач не выше второй, движение автомобиля происходит со скоростью не более 80 км/час. Применяется на крутых уклонах, скользких дорогах.
  • «1», «L» — используется для тяжелых условий эксплуатации машины: езда по бездорожью, крутые уклоны. Только передача , скорость не более 40 км/ час.

Дополнительные режимы эксплуатации коробок автомат позволяют производить управление машиной при неблагоприятных условиях. Учитывайте: случайное включение подрежимов «1», «2» при большой скорости приведет резкому замедлению движения авто, спровоцирует занос транспортного средства.

Общие рекомендации

Управлять коробкой автомат может неопытный водитель, нижеуказанные рекомендации позволят продлить ресурс АКПП:

  1. Нельзя давать большие нагрузки на непрогретую коробку. Трансмиссионное масло прогревается медленнее моторной жидкости. При управлении машиной с указанным типом коробки проезжайте несколько километров на небольшой скорости.
  2. Избегайте пробуксовки колес: не нажимайте резко на «газ», если покрытие дороги неоднородное.
  3. Старайтесь не буксировать прицепы, другие авто.
  4. Откажитесь от включения нейтрали при движении автомобиля.

Правильная эксплуатация автоматической коробки позволяет получать удовольствие от вождения и препятствует преждевременной поломке агрегата, позволяя механизму нормально работать.

Как пользоваться автоматической коробкой передач

Автоматическая коробка передач уже давно не претендует на звание экзотического или элитного устройства. Что говорить, если даже на Гранте установили худо-бедно автоматическую трансмиссию, да она еще и работает. Не говоря уже о других автомобилях из бюджетной обоймы, где во многих комплектациях АКПП — обычное дело. Да, она стала доступной, но и требует некоторого особенного обхождения, поэтому сегодня мы сделаем вид, что ничего не знаем об ее устройстве, а на время поставим себя на место человека, впервые сидящего за рулем двухпедального автомобиля.

Содержание:

Малолитражки с автоматической коробкой передач: комфорт или проблема?

Комфорт и максимальное удовольствия от вождения. Это то, чего ждут покупатели от автомобилей с АКПП. Те, кому нужен агрессивный стиль езды, драйв, высокие скорости или бездорожье — не останавливаясь, проходят мимо автоматической коробки. Ничего этого от нее ждать не приходится, хотя есть современные гибридные модели АКПП, которые позволяют переключаться практически так же, как и на ручке, их устанавливают и на автобусы, и на грузовики, но это совсем другой разговор.

Давно уже утихли споры о том, что лучше — автомат или механика. Они разные. Абсолютно разные как по цене, так и по предоставляемым функциям. Автоматическая коробка передач позволяет просто, ни о чем не думая, направлять автомобиль туда, куда нужно и придерживаться нужного скоростного режима, изредка притормаживая на перекрестках. Тем не менее, есть основные правила, которыми необходимо пользоваться хотя бы для того, чтобы ваша АКПП как можно позже познакомилась с автосервисом.

Особенности вождения автомобиля с АКПП

В первую очередь, это правила, которые касаются того, как пользоваться автоматической коробкой передач. А во вторую очередь — обслуживание, уход и диагностика. Но правильное пользование, однозначно, продлит и ресурс агрегата, и предотвратит возможные поломки, а ремонт АКПП любой конструкции — дело недешевое и не каждая СТО за него возьмется.

Не станем сейчас разбираться в том, какое устройство коробки и гидромеханической муфты, а сразу перейдем к делу и разберемся как пользоваться автоматической коробкой передач. Открываем водительскую дверь, садимся за руль и обнаруживаем две педали вместо трех. Вот и отлично. Скорее всего автомобиль стоит в режиме парковки. Это можно проверить, если посмотреть на селектор АКПП, такой режим обозначается литерой Р, а на приборной панели обязательно загорится индикация парковочного режима.

Как переключать передачи или режимы АКПП

Дальше — все очень просто.

  1. Заводим двигатель, обязательно прогреваем его если не до рабочей, то хотя бы до температуры 50-60 градусов. Только тогда можно начинать движение.
  2. Все операции с селектором АКПП, где бы он не находился, выполняются через педаль тормоза.
  3. Нажимаем на тормоз и переводим рычаг в нужный режим. Их может быть несколько и о них мы поговорим отдельно.
  4. Плавно отпускаем тормоз, плавно поднимаем обороты, да, еще с ручника неплохо бы снять машину.
  5. Собственно, все, мы уже едем. Остается только при необходимости менять режимы работы АКПП, если это позволяет ее конструкция. К примеру, на некоторых автомобилях с АКПП есть режим Спорт, Овердрайв. Режим овердрайв подразумевает включение прямой передач. Грубо говоря, те же обороты, что и на коленвале мотора, будут передаваться на ведущие колеса.
  6. Режимов для движения вперед может быть несколько. Это зависит от марки автомобиля, а обозначаться они могут как цифрами, так и литерами. К примеру, L — low, означает, что автомобиль будет адаптирован к езде на низких скоростях, в условии города или при затяжных спусках.
  7. Литера Н — hight, включит шоссейный режим, который будет имитировать работу механической коробки передач с другими передаточными отношениями, рассчитанными на скоростную езду.
  8. Кикдаун, его могут называть по-разному, но эта настройка служит для резкого разгона, педаль в пол.

Обозначения и дополнительные функции АКПП

Режимы Паркинг и Нейтраль путать не стоит. Первый используют для стоянки с заглушенным двигателем, а в нейтральное положение рычаг переводят тогда, когда остановка носит кратковременный характер — на светофоре, в пробке, на ж/д переезде. Чтобы начать движение назад, достаточно полностью остановить автомобиль, после этого перевести селектор в положение Реверс. Все переходы между режимами осуществляются через педаль тормоза.

Все остальные режимы работы КПП есть просто модифицированные основные. К примеру, на многих автомобилях есть зимний режим. Он полностью повторяет основной с той лишь разницей, что алгоритм работы исключает использование первой или самой пониженной передачи.

Как обслуживать автомат

Обслуживание АКПП тоже сильно будет влиять на срок ее службы. К примеру, в зависимости от того, какое масло заливать в автоматическую коробку передач, какой фирмы и в каком количестве, будет определяться межсервисный пробег АКПП. В этом случае законодатель один — производитель автомобиля. Многие неисправности автоматической коробки передач как раз случаются из-за режим экономии на масле или регламенте его замены, замены фильтров. А ремонт в этом случае обойдется очень недешево.

В любом случае, главным советчиком в эксплуатации АКПП будет мануал производителя, который нужно чтить и строго придерживаться регламента, тогда АКПП прослужит долго, без ремонтов и неожиданных неприятных подарков. Всем удачных дорог, независимо от типа коробок передач!

Как (не) ездить на «автомате»: полное руководство по АКПП

27 августа 2018 Категория: Секреты автомобилей.

После «механики», водить машину с автоматической трансмиссией — чистое удовольствие, особенно по городу. Но из-за более «нежного» и требовательного устройства гидравлических коробок, нужно знать, как ездить на АКПП, чтобы не сломать и не убить ее раньше срока.

Правильная эксплуатация АКПП

Перед поездкой на автомобиле с «автоматом», заведите мотор и подождите минуту, чтобы трансмиссионное масло распределилось по коробке. В холода прогрейте таким образом коробку минут 10-12. Начав движение, первые 500-1000 м преодолейте так, чтобы не пришлось нагружать коробку.

Важно: заводите двигатель только в положении Р. Затем выжмите тормоз и переведите рычаг в положение D или R: завист от того, как вам нужно выехать со стоянки.

Режим движения — D

Это основной режим, в котором вам предстоит ездить. Когда будете останавливаться на светофорах, просто удерживайте педаль тормоза. Помимо основного режима Drive, на отдельных моделях коробки предусмотрены дополнительные:

  • 2 — использует только первую и вторую передача. Помогает при езде в горах и на крутых спусках. Ограничивает скорость до 40-60 км/ч.
  • L — аналог понижающей передачи для внедорожников. Используется в тяжелых условиях: бездорожье и тп. Не использовать, если скорость больше 15 км/ч.

Важно: когда выбирете на коробке режим D, дождитесь легкого толчка, только после него выжимайте газ. В среднем, АКПП нужно порядка 1 секунды, чтобы прийти в полную готовность к движению. В противном случае, внутренние механизмы коробки могут не справиться с нагрузкой.

Не вздумайте пользоваться второй ногой при движении на «автомате». Если впереди у вас возникнет препятствие и вы резко выжмете тормоз, сила инерции потащит ваше тело вперед — включая ногу на педали газа. Поэтому: левую ногу на подставку. Привыкайте.

Режим нейтральной передачи — N

Важно: режим N в АКПП предусмотрен только для обслуживания в сервисе и при буксировке.

Пивычка «переходить на нейтралочку» при движении с уклона может вылиться в преждевременный ремонт коробки. Тем более не имеет смысла ждать зеленого сигнала светофора, включая режим N.

Буксировка в режиме N

Конечно, лучше вообще не буксировать автомобиль с АКПП. И уж тем более, тянуть автомобилем с АКПП другое авто.

Но если доставить ваш авто с «автоматом» нужно недалеко — 50 км предел — а двигатель заводится, включайте режим N и ползите, не превышая 50 км/ч.

Важно: Использовать буксировку как способ завести двигатель «с толкача», если у вас АКПП, категорически нельзя. Это убивает коробку на раз-два. Как и буксировка в снегу, песке.

Режим заднего (реверсивного) хода — R

Режим заднего хода, как и отальные режимы на «автомате», включается только после полной остановки. Выжав педаль тормоза, переведите селектор коробки в положение R.

Важно: никогда не включайте режим R, пока автомобиль не остановлен ПОЛНОСТЬЮ. Это чревато поломками внутри самой коробки и снаружи — элементов трансмиссии, ДВС.

Видео (кликните для воспроизведения).

Часто такую ошибку совершают при попытке вписаться в небольшое парковочное место постоянно переключаясь с D на R и обратно, кажется небольшой и допустимой ошибкой не остановить автомобиль полностью. Даже если не с первого раза, такая ошибка приведет вас к капитальному ремонту АКПП. Ее нужно избегать любой ценой. Для этого — контролировать свои действия.

Режим паркинга — P

Режим паркинга, который подразумевает заблокированный вал и ведущие колеса, используют при длительных остановках и стоянках. Некоторые предпочитают ставить АКПП в режим P при длительном ожидании светофора.

Важно: Режим Р можно включать только после полной (!) остановки автомобиля. Переход из режима паркинга в режим D или R — только через выжатую педаль тормоза.

Остановка на уклоне в режиме P

В условиях ровной площадки для стоянки или на незначительном уклоне достаточно просто перейти в режим паркинга. Но если машину нужно поставить на хорошую такую горочку, задействуйте ручник.

А именно: удерживая тормоз, затяните ручник, отпустите педаль. Автомобиль немного откатится, скорее всего. Затем выберите положение P селектором. Готово, вы восхитительны.

Снимаем машину с ручника в той же последовательности: выбираем режим D, выжимаем педаль тормоза, опускаем ручник. Поехали.

Важно: если постоянно пренебрегать стояночным тормозом и сохранять неподвижность машины за счет режима паркинга, это большая нагрузка на коробку. В конечном счете шестерня блокиратора АКПП (металлическая лапка) быстро износится и сломается — и автомобиль будет скатываться с уклона при включении положения Р.

Дополнительные режимы работы АКПП

OD OverDrive

Эта кнопка по умолчанию «утоплена» в рычаг тех АКПП, где больше чем 3 ступени передач. Соответственно, нажатой эта кнопка «дозволяет» переходить на 4,5..и т.д. передачу.

Чтобы активировать режим Овердрайв, кнопку нужно выключить. Тогда коробка перестает переключаться выше, чем на третью передачу. На приборной панели загорается лампочка «O/D OFF».

Проделывать такое полезно, когда нужно быстро разогнать автомобиль. Обороты двигателя остаются высокими, а передача — низкой. А еще Овердрайв полезен на затяжных подъемах, за счет придания тяги мотору.

Кроме того, отжав кнопку O/D, вы вызовете мягкое торможение двигателем.

Важно: не практикуйте включение O/D, если скорость движения выше 120 км/ч.

Kickdown

Кик-даун активирует сама коробка, когда водитель резко выжимает газ. АКПП автоматически переходит на пониженную передачу. В результате — интенсивный разгон при высоких оборотах. Очень полезно при маневрировании на трассах и в экстремальных ситуациях, когда нужно быстро «убраться».

Важно: Нельзя пользоваться кик-дауном «по приколу»: он сильно нагружает коробку. И не стоит активировать этот режим, чтобы красиво умчать с места, особенно, если скорость ниже 20 км/.ч.

PWR/Sport

Это программный режим автоматической трансмиссии для более «спортивной» езды. Позволяет осуществлять переключения на оборотах выше ,чем обычно. Динамика улучшается, а вот расход топлива возрастает. Для самой же коробки постоянную езду в таком режиме щадящей не назовешь.

Snow

«Снежный» режим позволяет разгонять автомобиль, минуя первую передачу. Риск, что колеса начнут буксовать в снегу, таким образом снижается. А еще в этом режиме передачи сменяются в более узком диапазоне оборотов — движение становится безопаснее.

Важно: некоторые «умельцы» включают Snow для экономии топлива круглогодично. Но если зимой гидротрансформатор коробки переносит отсутствие первой передачи нормально, то летом это может вызывать перегрев механизма. И привет, капремонт.

Как продлить жизнь «автомату»

1. Самый простой и быстрый способ угробить АКПП — посадить за руль человека с агрессивной манерой вождения, который привык «рвать» с места в карьер, тормозить «в пол» и совершать резкие маневры. Манера вождения — один из ключевых факторов ресурса коробки-«автомата». Обслуживание АКПП — лишь второй по значимости фактор.

[1]

2. Известны «народные» рекомендации, что зимой перед началом движения коробку-автомат нужно прогреть, включая все передачи на АКПП и останавливаясь на каждой по 10-15 секунд (выжав педаль тормоза), ничем не обоснованы.

Пользу от такого «прогревания» не подтверждают специалисты автосервисов. В некоторых руководствах по эксплуатации прямо указано — оставляйте селектор и положении P.

Для выхода АКПП в рабочий режим достаточно, как только температура снаружи опустилась ниже +5, прежде чем ехать, включить двигатель и дать ему поработать несколько минут.

3. Чтобы продлить жизнь «автомата», важно следить за уровнем масла (маслом называют трансмиссионную жидкость ATF — Automatic Transmission Fluid) в коробке.

Для этого использовать масляный щуп из двигателя, не допускать утечек и менять масло с фильтром каждые 40-60 тыс. км (первая замена — спустя 80-100 тыс. км. и далее каждые 60, а лучше — 30-40 тыс. км). Использовать только оригинальное масло для замены.

Несмотря на заверения производителей о «необслуживаемости» коробки, менять жидкость ATF в автомобиле нужно регулярно.

Это подтверждают и сервисмены, которые регулярно ремонтируют последствия такой вот «необслуживаемости», и владельцы, которые хоть раз сливали трансмиссионное масло самостоятельно и видели, как вместо залитой ярко-красной жидкости из коробки течет грязно-коричневая жижа.

Помимо предупреждения потенциальных проблем с износом трущихся деталей внутри коробки, свежее масло положительно сказывается на характеристиках работы АКПП — режимы переключаются плавно, без пинков.

Многие специалисты при жалобах владельцев на работу «автомата» первым делом рекомендуют менять трансмиссионную жидкость.

Но есть тут тонкий момент.

Если пробег автомобиля очень солидный, а предыдущая замена жидкости ATF неизвестно, когда проводилась (и проводилась ли вообще), нужно быть готовым к неприятным последствиям обслуживания коробки. А именно: что после замены трансмиссионного масла она попросится на ремонт.

Этому есть две причины.

Во-первых, при эксплуатации АКПП внутри коробки накапливается вода. Она поступает туда через сапун вместе с воздухом в периоды стоянок автомобиля. Влагой напитываются накладки фрикционов: чем дольше не менялось масло, тем больше внутри «автомата» влаги.

Значит, тем больше и риск того, что накладка фрикционов отслоится от диска фрикциона — и новое масло поможет этому процессу.

Во-вторых, из-за того, что новое масло эффективнее вымывает грязь, оно может поднять отложения металлической стружки и пыли, и эти комья грязи забьют масляные каналы — и привет, ремонт.

Поэтому обслуживание коробки автомобиля с пробегом выше 150 тыс. км или с неизвестной историей обслуживания — вопрос неоднозначный.

Как ездить на автоматической коробке передач

Механическая коробка передач — это явный лидер по продажам в Европе. Автомат традиционно не является атрибутом европейского автомобиля, поэтому и школа езды на автомате, мягко говоря, никакая. Тем более, у нас, где об автоматических трансмиссиях знали только из кино про американских полицейских. Автоматы применялись очень неохотно, потому что они сложные в изготовлении и дорогие. Впрочем, это даже к лучшему, потому что репутация АКПП на территории бывшего СССР еще кое-как держится благодаря иномаркам. Но многие их боятся по причине сложности конструкции и особенностям управления. Насколько страшна автоматическая трансмиссия, попробуем разобраться вместе.

Содержание:

Два слова для справки

Несмотря на то, что ничего сложного в управлении автомобилем с тремя педалями нет, уже больше 100 лет ведутся работы по облегчению работы водителя. Первый прообраз АКПП установил на свою Жестянку Лиззи, Ford T, Генри Форд еще в 1915 году. Простейшая планетарная двухступенчатая КПП переключалась не рычагом, а педалями. Одна педаль включала задний ход, вторая включала повышенную или пониженную передачи. В Штатах же и появилась первая работоспособная АКПП, которая пошла в серию.

Автогигант General Motors установил коробку HydraMatic на автомобили Oldsmobile еще в конце 40-х годов. Конструкция получилась настолько удачной, что уже в 50-е годы ее во всю использовал концерн Daimler-Benz, а также англичане Bentley и Rolls Royce. HydraMatic представлял собой обычную планетарную механическую КПП с гидромуфтой, конструкция была далека от совершенства и недолговечна, что и вынудило инженеров разрабатывать новые виды АКПП, которые устанавливаются на автомобили по сей день.


Управление автомобилем с автоматической КПП

Несмотря на простоту управления автомобилем с АКПП, есть все же несколько основных правил, которые помогут сберечь коробку и повысить ее ресурс. Режимы автомата рассмотрим далее, а основы управления выражены в простых правилах, которые необходимо выполнять:

1. Любое движение и изменение направление движение производится только через педаль тормоза. При этом автомобиль должен быть неподвижен. Совсем необязательно задерживать манипулятор-селектор режимов в нейтральном положении, поскольку аналогия с механической коробкой здесь не работает. Нейтральный режим — такой же режим, как все остальные и задерживаясь на нем, АКПП совершает лишнее включение, что сокращает ее ресурс.

2. Движение начинать можно только после того, как передача включится. Об этом свидетельствует характерный щелчок. Только после этого можно снимать ногу с педали тормоза и нажимать на акселератор.


3. При коротких остановках на светофорах можно не переводить селектор в нейтральный режим, но только в том случае, если стоянка кратковременная. К примеру, пропустить поезд на железнодорожном переезде лучше на нейтральном режиме во избежание перегрева масла в АКПП.

4. Каждый может попасть в неприятную ситуацию, когда автомобиль забуксовал. Приятного тут нет ничего, особенно для автоматической коробки, поэтому выезжать нужно только в раскачку. Совершенно бессмысленно давить на педаль газа и перегревать АКПП. Делается это по аналогии с механической коробкой, только вместо сцепления используется педаль тормоза.

Причем, использование тормоза при раскачке и переключении селектора вперед/назад — обязательно. Нейтральный режим используется в основном при буксировке.

Виды автоматических трансмиссий

Каждая из конструкций имеет свои особенности управления, поэтому перед тем, как ездить на автоматической коробке передач, нужно знать хотя бы в общем тип и конструкцию КПП, чтобы управление было осмысленным. Мало того, автомат требует не только особенного подхода в управлении, но и каждый вид такой трансмиссии должен эксплуатироваться по определенным правилам, обслуживаться строго по регламенту. Ремонт автомата — дорогое удовольствие, поэтому стоит придерживаться правил эксплуатации.

Современные АКПП практически сравнялись по расходу топлива с механикой, разрослись в конструктивных особенностях и опциях, но большая часть недочетов в схемах работы все же осталась еще с сороковых годов. Как бы там ни было, сегодня в продаже можно встретить автомобили с такими видами АКПП:

  • классический автомат с гидротрансформатором;
  • роботизированная АКПП;
  • робот с двумя сцеплениями;
  • вариаторная трансмиссия.

Выбор невелик, но разница в управлении все же есть. Каждому типу автомобиля соответствует определенная конструкция трансмиссии, но самой универсальной и широко распространенной остается классическая АКПП с гидротрансформатором.

Автомат с гидротрансформатором

Коробка представляет собой планетарную или классическую механику, а роль сцепления играет гидромуфта. Это специальное устройство, которое состоит из двух турбин, вращающихся в масляной ванне. Одна из турбин жестко связана с коленвалом, а вторая — с валом КПП. В состав гидротрансформатора входит обгонная муфта, которая может его блокировать, а может позволять вращаться лопастям свободно, но коробка и двигатель постоянно связаны между собой.

Жесткой связи, конечно, нет, поскольку мощность передается через трансмиссионное масло. Работой гидромуфты руководит электроника, которая учитывает сотню параметров, полученных со всех точек и датчиков в автомобиле. Электроника и делает вывод о том, какую передачу лучше включить в определенный момент в зависимость от нагрузки на двигатель, оборотов, скорости движения. В этом случае многие производители реализовали набор алгоритмов, которые водитель может выбирать сам при помощи селектора передач.

Режимы работы АКПП с гидротрансформатором

Режимы работы коробки могут переключаться как напольным рычагом, как на машинах с механикой, так и подрулевым переключателем. А могут — кнопками. Так реализована система переключения в Кадиллаках 60-х годов и в некоторых современных машинах. Но суть одна, а режим отображается на приборном щитке, чтобы не отвлекаться на ручку во время движения.

  1. Режим паркинг. Выключается все, что только можно, и чем современнее автомобиль, тем больше всего выключается и блокируется. Используется только при длительной стоянке.
  2. Реверс. Не нужно объяснять, что это задний ход. Как правило, задний ход включается при нажатой педали тормоза.
  3. Нейтральный режим. Довольно условное понятие, потому что поток мощности передается все равно, просто мощность съедается впустую гидротрансформатором, во время движения этим режимом не пользуются, а включают только во время коротких остановок.
  4. Драйв. Разные производители по-разному реализовывают это режим, но схема одна и та же, независимо от типа автомата. Режим группируется по количеству передач и по передаточному отношению (D1, D2, D3).
  5. OD — режим овердрайв. Повышенная или прямая передача. Включается только на скорости выше 100 км/ч и помогает экономить топливо на трассе.

Ручной режим в АКПП

Также, в зависимости от модели коробки передач и от автомобиля, может быть реализован так называемый ручной режим. Это некоторое подобие механической КПП, когда водитель может переключать передачи по своему усмотрению. Самой совершенной системой такого типа остается система Типтроник, которую разработали в Порше. Система до сих пор пользуется спросом, может называться по-разному, но смысл один.

Видео удалено.

Видео (кликните для воспроизведения).

Это все, что нужно знать для первого знакомства с АКПП. Если правильно выбирать режимы и не хотеть от трансмиссии спортивной динамики, то коробка со временем перестанет раздражать тех, кто привык к ручке и трем педалям, а новички смогут свободнее управлять автомобилем, не отвлекаясь на переключение передач. Управляйте автомобилем комфортно и не путайте педали, удачи всем в дороге!

Источники




  1. Автомобили ИЖ-2126, ИЖ-2717. Трудоемкости работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. — М.: НВП «ИТЦ АВТО», 2014. — 136 c.



  2. Каталог деталей и сборочных единиц автомобилей КамАЗ-5320, КамАЗ-53212, КамАЗ-5410, КамАЗ-54112, КамАЗ-5511 и КамАЗ-55102; М.: Машиностроение — Москва, 1988. — 520 c.



  3. Цибулка, Ю. Автомобиль — мое увлечение / Ю. Цибулка. — М.: СПб. [и др.] : Питер, 1981. — 144 c.
  4. Сархошьян Ремонт автомобиля ГАЗ 24 «Волга» / Сархошьян, Г.Н; Малянов, В.Н.. — М.: Транспорт, 2015. — 220 c.
  5. John, S. Mead Ford Transit. 1986-1999. Модели с дизельными двигателями. Ремонт и техническое обслуживание / John S. Mead. — М.: Алфамер, 2000. — 294 c.

Как пользоваться автоматической коробкой передач

Оценка 5 проголосовавших: 1

Здравствуйте, я Юрий Злобин. Уже более 8 лет работаю автослесарем. Являюсь специалистом своего дела и хочу научить посетителей сайта решать их проблемы.



Все материалы для данного ресурса тщательно собраны и переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Однако чтобы применить ее, всегда необходима консультация у профессионалов.


ВНИМАНИЕ !!!
Если Вы не видите наших видео роликов , значит у Вас включен блокиратор ADBlock




Интернет-магазин Легион - Автодата