Как работает автоматическая коробка передач

Интернет-магазин Легион - Автодата

Как управлять автоматической коробкой передач

Автоматические коробки передач существенно облегчили жизнь автомобилистам. Особенно они пришлись по вкусу представительницам прекрасного пола. Ведь при управлении машиной с АКПП не нужно думать, когда переключать ступени и проводить эту операцию. Автоматика делает все самостоятельно. Водитель, по сути, задействует в управлении машиной одну правую ногу. Но все же многие задумываются над вопросом, как управлять автоматической коробкой передач в различных условиях и ситуациях на дороге? И в данном случае действительно есть некоторые нюансы.

Основные режимы работы агрегата

На месте привычного водителям с «механикой» рычага КПП, в машинах с «автоматом» находится селектор в виде небольшого рычажка. Чаще всего классические АКПП обладают 4 ступенями.


Обычно существуют такие режимы функционирования коробки-автомата:

  • «паркинг» P предназначен для стоянки авто. В данной ситуации блокируются колеса ведущей оси. Это аналогично активизации ручного тормоза. Именно на описываемом режиме требуется запускать, а также глушить силовой агрегат. Перемещать в данную позицию селектор во время езды категорически запрещается. Это может спровоцировать серьезные неисправности агрегата.
  • Реверс R – активизация передачи заднего хода. В данную позицию селектор также переводится после полной остановки авто.
  • Нейтраль N – нейтральная позиция. Ничего в данный момент не включено и колеса никоим образом не связаны с силовым агрегатом. Они вращаются свободно.
  • Драйв D – режим для езды вперед. Именно в данном режиме агрегат способен автоматически переключать ступени при движении вперед, зависимо от степени нажатия на педаль акселератора и различных условий. В случае же снижения скорости, коробка-автомат будет самостоятельно активизировать режим торможения мотором. Интересно, что в описываемом режиме, даже при стоянии под горку машина не будет скатываться назад. Но это действует, если горка не крутая. В противном случае все же возможно плавное скатывание.

Требуется отметить, что многие АКПП, особенно современные модели обладают дополнительными режимами, предназначенными для передвижения в определенных условиях. К таковым относятся:

Вождение автомобиля с автоматической коробкой передач

Перемещать рукоятку КПП в определенный режим возможно при соблюдении трех условий:

  • Запущенный силовой агрегат;
  • Нажатая педаль тормоза;
  • Утопленная кнопка на самом селекторе.

Требуемый режим активизируется через секунду-две после перемещения рычага. За это время обороты мотора несколько упадут.

Сразу же после включения следует отпустить педаль тормоза, и машина начнет движение. Стоит помнить, что в режимах D и R силовой агрегат постоянно толкает машину даже при полностью отпущенной педали акселератора. Именно работа педалью газа является для АКПП ключевым сигналом работы. Если нажимать плавно, то и переключения будут медленными и на невысоких оборотах. При необходимости интенсивного разгона, следует резко нажать на педаль, «коробка» перейдет на ступень либо две ниже и начнется интенсивный разгон.

Классическая АКПП обладает одним недостатком. После нажатия на педаль проходит около секунды перед началом резкого разгона. Конечно это немного, однако в некоторых случаях (при рискованных обгонах и пр.) секунда решает многое. Поэтому данный нюанс следует учитывать.

При необходимости остановки следует просто нажимать на педаль тормоза. Перемещать селектор не нужно. При кратковременных остановках перед светофором рычаг из положения D не убирается, а педаль удерживается в нажатой позиции. Если же впереди пробка либо остановка будет более продолжительной (больше полминуты), лучше перевести рычаг в положение N либо P, это сэкономит топливо, которое тратится на толкание заторможенной машины. Необходимо помнить, что с позиции D на N и в обратном направлении селектор переводится без нажатия кнопки на нем. Это удобно при езде в пробах для частого перемещения в обоих направлениях.

Если авто катится с горки, не рекомендуется переводить селектор в режим N. Ведь при езде на обычном «Драйве» агрегат самостоятельно активизирует торможение двигателем. При этом не перегреваются тормозные колодки. Если все же захотелось скатиться на нейтральной ступени, то перемещать селектор следует без нажатия кнопки. Возвращать АКПП на режим D следует также не нажимая кнопку. Таким образом, можно исключить ошибочное включение режимов заднего хода либо P. Да и машина быстрее остановится.

Как ездить с прицепом на машине с АКПП?

Необходимо отметить, что буксировка на машине с коробкой-автоматом – явление нежелательное. Особенно это касается буксировки другого транспортного средства. В данной ситуации происходит перегрев трансмиссионного масла в результате повышенных нагрузок на компоненты коробки передач.

Что касается прицепов, то не тяжелые экземпляры следует буксировать на обычном режиме D. При этом скоростной режим не ограничивается. Если же прицеп тяжелый, то на машине должен быть дополнительный масляный радиатор КПП. Установить таковой достаточно сложно даже на авторизованных сервисах. Поэтому при постоянной надобности буксировки тяжелого прицепа, лучше приобрести машину с «автоматом» с уже установленным радиатором. Обычно он присутствует на больших пикапах и внедорожниках, способных буксировать тяжелые прицепы.

[3]

Также для передвижения с прицепом подойдет режим, который блокирует переключение АКПП выше второй ступени. При этом описываемый режим не стоит активизировать при езде со скоростью более 80 км/ч.

Буксировка машины с автоматической коробкой передач

Пожалуй, данный вопрос является одним из наиболее распространенных среди владельцев машин с «автоматами». Такие авто буксировать разрешено, однако исключительно при запущенном силовом агрегате и на нейтральной позиции селектора АКПП. При этом скоростной режим ограничивается отметкой в 50 км/ч, а максимальная дальность буксировки не должна превышать 50 км. Если же силовой агрегат машины не запускается, то лучше вызвать эвакуатор, нежели впоследствии проводить дорогостоящий ремонт трансмиссии. В любом случае перед буксировкой лучше прочитать инструкцию по эксплуатации машины данной модели. Ведь некоторые изготовители вообще запрещают буксирование авто с «автоматами». Другие ограничивают скорость 30 км/ч, а дистанцию 30 км.

Что касается буксировки машиной с АКПП, то она вообще нежелательна. Если же другого выхода из сложившейся ситуации не найти, то следует проверить, какой вес буксируемого транспортного средства. Он должен быть меньше либо равен весу тягача. Буксировка возможна исключительно в положении селектора L либо 2. Данный режим ограничивает переключение 2 ступенью. При этом скорость буксировки не должна быть более 40 км/ч.

Некоторые рекомендации собственникам авто с коробкой-«автоматом»

Как уже упоминалось выше, на машинах, оснащенных классическими автоматическими трансмиссиями возможно торможение мотором. Для езды по затяжным спускам следует отжать кнопку O/D (при ее наличии), что заставит агрегат перейти на третью ступень и мягко тормозить двигателем. При этом машина не разгонится более 80 км/ч. Данная возможность не может быть применена на скоростях выше 120 км/ч.

Для езды по крутым спускам следует перевести селектор в позицию 2. Это ограничит скорость езды на отметках 40-60 км/ч. Для передвижения вне асфальтовых дорог с присутствием очень крутых спусков и подъемов следует перевести селектор в позицию L. В итоге машина не сможет разгоняться более 10-20 км/ч. На подъемах же в таком случае можно пользоваться наибольшим крутящим моментом агрегата.

Вообще же машины с АКПП «не любят» бездорожья. Ведь в данном случае возможна пробуксовка колес, равно как и при езде по зимним дорогам. А это чревато чрезмерным износом деталей АКПП. Если машина застряла в луже или грязи, не следует газовать вовсю. Для преодоления препятствия подходит режим L либо 1. Лучше же попробовать отъехать назад по своей же колее.

Нужно обязательно помнить, что непрогретый агрегат не любит нагрузок и большой скорости. Даже в летние месяцы необходимо первые пару-тройку километров пути двигаться плавно без резких рывков и ускорений. Нужно подождать разогрева масла в силовом агрегате и АКПП до рабочей температуры. А ведь в трансмиссии оно прогревается в несколько раз медленнее.

В зимние же холода прогревая мотор, можно попеременно перемещать селектор КПП в различные положения, задерживаясь на каждом. Это позволит немного прогреть масло в АКПП. Разрешается постоять на включенном режиме «Драйв» и нажатой педали тормоза. Кроме того, с целью более быстрого прогрева агрегата в зимние морозы, можно проехать первые километры с активизированным зимним режимом.

Многие владельцы авто с «автоматом» несправедливо считают, что машине не нужен ручной тормоз. Действительно, собственники таких авто, ручником практически не пользуются. Многим вполне достаточно режима P. Однако правила эксплуатации машин в обязательном порядке содержат пункт, который гласит, что всегда следует пользоваться стояночным тормозом, не надеясь на стояночный режим работы трансмиссии.

Действительно, стояночное положение P – это что-то сродни включенной передаче на неработающем двигателе машины с механической коробкой передач. Ручником же пользоваться обязательно необходимо в случае остановки с работающим мотором, особенно если водитель выходит из салона авто. Кроме того, ручник понадобится в случаях потребности в надежной фиксации машины. Это может быть замена колеса на запасное и пр. На крутых уклонах также лучше затянуть ручной тормоз. Ведь именно на крутых склонах режим паркинга, который блокирует ведущие колеса машины, нагружается в большей степени. В результате возможно самовольное снятие селектора с режима Паркинга. В данной ситуации перед началом движения следует первоначально перевести рычаг селектора с режима P, а затем послаблять ручной тормоз и начинать езду.

Напоследок стоит отметить, что расход горючего при езде с автоматической трансмиссией будет больше, нежели с механикой. Особенно эта разница проявляется при разгонах. Причем чем он интенсивней, тем серьезнее повышается расход горючего. Ремонт же АКПП – удовольствие недешевое. Хотя эти сложные агрегаты обладают высокой надежностью и выхаживают серьезные пробеги.

labavto.com

Как устроена коробка автомат знает далеко не каждый. Поэтому я попробую раскрыть эту тему обширно и по возможности доступно.

Описание АКПП?

АКПП (автоматическая коробка переключения передач) – один из типов коробок переключения автомобиля. Смысл этого устройства заключается в самостоятельной работе, почти не привлекая действия водителя. Также она использует гидромеханический привод и планетарные механизмы.

На данный момент автомобили с коробками автомат занимают лидирующие позиции по продажам в северной Америке и Японии. Там на их долю выпадает примерно 80-90% продаж. В других странах также замечается тенденции к покупке машины с АКПП. Что такое АКПП стали интересоваться и в странах СНГ.

При поломке АКПП можете грешить на себя из-за халатного отношения или не выполнения планового ТО (расшифровка: технического обслуживания). По своему механизму автоматическая коробка передач достаточно вынослива.

Достоверный факт: в Америке АКПП часто устанавливают на военную технику.

Автоматическая коробка Пежо

Достоинства:

  • значительный ресурс и благонадёжность;
  • смягчает толчки, даёт возможность облегчить работу двигателя автомобиля;
  • элементарная в освоении;
  • больше комфорта от вождения.

Недостатки:

  • коэффициент полезного действия у неё на несколько процентов ниже в отличие от механики;
  • её работа также тратит больше бензина;
  • объём масла довольно ощутимый — 8-10 л;
  • низкая динамика;
  • восприимчива к низким температурам;
  • невозможно завести с толкача.

Как устроенна АКПП?

Фото АКПП в разрезе

В устройство автоматической коробки передач входят многие детали, из них можно выделить главные:

  • механическая планетарная коробка передач;
  • гидротрансформатор (ГТ).

[2]

ГТ включает в себя:

  • направляющий аппарат-реактор;
  • две лопастные машины – центростремительную турбину и центробежный насос.

Насос скомбинирован с коленчатым валом двигателя, а турбина с валом коробки передач. Рабочая жидкость (та что проходит по внутренним элементам) обеспечивает подачу энергии трансмиссии от двигателя. Это содействует работе двигателя и остановке авто при включённой передаче. Также это способствует тому, что двигатель не заглохнет в результате ошибки водителя или внешних факторов. Так как гидродинамические передачи исключают крутильные колебания от двигателя в трансмиссию, возрастает безопасность частей трансмиссии. Износ лопастных колёс гидропередачи при этом практически невозможен.

Гидротрансформатор АКПП соединяет ведущий и ведомый валы из-за автоматической блокировки. Внутренние потери при такой блокировке исчезают, усиливается коэффициент КПД передачи, уменьшается количество употребляемого бензина во время езды. Также при торможении умножает действенность двигателя. Устройство АКПП довольно сложное, более детально о принципе работе расписано ниже.

Схема автоматической коробки передач в разрезе: Корпус, Стальной диск, Фрикционный диск, Планетарная передача, Шестерня, Вал, Соленоид, Фильтр, Подшипник, Гидромуфта

Принцип работы

Работа и схема АКПП схожи с работой механической коробки передач с шестернями константного сцепления. В МКПП шестерёнки располагаются в постоянном зацеплении. Переключая передачу, мы механически заблокируем соответствующую шестерню на ведомом валу.

Сходственна и работа коробки автомат, но в ней косозубые пары шестерён заменены планетарными передачами, а гидравлический и электронный блоки управления АКПП несут ответственность за выбор передачи. Интенсивные рывки при переключении передач почти нереальны ибо их заглушает гидротрансформатор. Необходимо упомянуть, что АКПП применяет в работе масляный насос (для обеспечения гидротрансформатора рабочей жидкостью) и радиатор охлаждения рабочей жидкости.

Важно знать, что при работе температура АКПП может достигать температуры нагрева двигателя, а в некоторых ситуациях и превышать её. Для охлаждения используется специализированная система охлаждения. Радиатор вмонтирован в систему охлаждения двигателя или установлен раздельно и остывает благодаря воздушному потоку. Более подробная расшифровка принципов работы будет в видео внизу статьи.

В каких авто устанавливается?

Среди самых популярных, можно выделить зарубежные и отечественные. Краткий список самых распространенных марок авто приведен ниже.

Зарубежные

  • Citroen C1;
  • Peugeot 107;
  • Nissan Note;
  • Hyundai Solaris;
  • Toyota Camry;
  • Audi TT;
  • Renault Logan;
  • KIA Sportage;
  • Mitsubishi Pajero Wagon;
  • Honda Civic.

Отечественные

  • ZAZ Chance;
  • Lada Granta;
  • Lada Kalina 2.

Коробка передач Ауди в разрезе

Какой ресурс работы?

АКП и её ресурс зависит от конструктивных особенностей, производителя и правил эксплуатации. Сломать дорогостоящую АКПП очень легко, если не соблюдать условий использования и не изучить инструкцию от производителя. Особенно учитывая, что АКПП состоит из более чем тысячи деталей, а это намного меньше чем у МКПП. При верной эксплуатации и соблюдения графика плановых ТО, её ресурс будет составлять в среднем 300 000 – 400 000 км. Хотя и стоит заметить, что тут все индивидуально для каждой модели автомобиля.

Режимы работы

Рычаг выбора диапазона

Селектор АКПП имеет в своём распоряжении разную численность положений исходя из модели, но там обязательно будут положения с символами «Р», «R» и «N».

  • «Р» (parking) — подразумевает парковочный тормоз. В данном положении авто не сдвинется с места.
  • «R» — режим передвижения задним ходом. Использовать его надо сугубо при остановке автомобиля.
  • «N» — нейтральная скорость. Обороты двигателя не передаются колёсам, но если тормоза отпущены автомобиль может вольно катиться. В инструкции указано: «Опасно включать при езде — продолжительное передвижение на «нейтрале» может вызвать поломку коробки передач». Иногда все же включать режим «N» можно и нужно.

Автомобили по большей части оборудованные четырёхскоростными АКПП и как правило располагают четырьмя положениями передвижения: «D», «3», «2» и «1» («L»). В данных позициях старт двигателя невыполним.

  • «D» — главный режим движения. Он отвечает за переключение с 1 по 4 передачу. При обычных условиях поездки советуют применять именно его.
  • «3», «2» и «1» («L») – обозначают какая передача может быть максимальной.

В некоторых моделях автомобилей с целью повышения комфорта и качества езды, в систему управления добавлены вариативные системы передач:

  • для сезона снега и морозов — зимняя;
  • для любителей быстрого драйва — спортивная;
  • для ценителей своих сбережений — экономичная.

Также существует аварийный режим, он включается в случае поломки трансмиссии или системы управления из-за которой, могут начаться более серьёзные проблемы. Это позволит доехать до СТО или гаража самому. В данном режиме работает первая передача и заблокирована возможность ее сменить.

Видео «Автоматическая коробка переключения передач»

В этом видео предоставлена инструкция о том, как устроена АК, её ресурс и расшифровка основных понятий.

Рекомендуем к прочтению

Комментарии и отзывы

Друг механик со своими коллегами ставил в Ваз 2115 коробку автомат от Тойоты. Всё что нужно было, это вытащить старую механику, затем «подпилить» автомат тойотовский и приспособить его в пятнашку. Ну, а потом немного геморра было с рычагом и проводкой. Но затея удалась:). Где вы ещё увидите 2115 с автоматом 2004 года производства:)?

Очень полезная статейка для тех, кто пользуется, но не знает, как работает автомат. Или для тех, кто вообще не знает, что это. Доступно написано и довольно подробно. Поможет правильно пользоваться коробкой, а там и срок службы длиннее будет.


Спасибо.

labavto.com

Автоматическая коробка переключения скоростей представляет собой разновидность КПП, которая обеспечивает автоматизированный выбор скорости, согласно условиям езды. Предлагаем вам узнать подробно, что такое коробка «автомат», из каких компонентов она состоит и какой принцип работы АКПП.

Развитие автомобильной промышленности не стоит на месте, и многие новинки делают вождение для автомобилиста не только удобней, но и приятней. Если говорить об автомобильном комфорте, то на ум сразу же приходит АКПП — автоматическая коробка передач, которая больше других новшеств облегчила жизнь автолюбителей. Особенно это касается тех водителей, которые не хотят ездить на «механике».

«Автоматы» очень долгое время пытались адаптироваться на отечественном рынке. И, тем не менее, до того времени, когда эти агрегаты будут использоваться в большинстве на наших дорогах, еще очень далеко. Но в последние несколько десятков лет с традиционными АКПП производителями транспортных средств предлагаются и прочие варианты автоматических («роботизированных») коробок передач.

На фоне массовых технологий такой вид КПП имеет что-то общее с привычным «автоматам» только отчасти. Самым популярным и надежным образцом роботизированных КПП являются коробки ДСГ от производителя Фольксваген.

Рычаг автоматической коробки переключения передач

Структура АКПП

Автоматическая трансмиссия отличается от механической автоматизированным переключением скоростей и другим принципом действия всей механической части. Здесь речь идет об использовании планетарных устройств и гидромеханического механизма вместо обычного механического в стандартной КПП.

Что касается привычных «автоматов», то по своей структуре они состоят из:

  • гидротрансформатора;
  • устройств — планетарных редукторов;
  • движущихся и обгонных муфт;
  • различных шкивов и барабанов, соединяющихся между собой;
  • тормозного ремня, предназначенного для торможения одного из барабанов, относительно кузова автоматической КПП, во время переключения скорости.

Коробка «автомат» в разрезе

Такая структура практически у всех автоматических трансмиссий. Исключением является только коробка автомобилей Хонда — в таких КПП планетарное устройство было решено заменить на шкивы с шестернями.

Гидротрансформатор в «автоматах» устанавливается таким же образом, как сцепление в «механике». Сам корпус этого агрегата с ведущей турбиной устанавливается на маховике мотора так же, как корзина сцепления. Главное предназначение данного устройства заключается в передаче момента с проскальзыванием при трогании с места. Если транспортное средство движется на повышенных оборотах мотора — на 3-й или 4-й скорости — устройство выполняет блокировку, благодаря движущейся муфте, что делает проскальзывание фактически невозможным. Таким образом, в автоматических КПП пропадают лишние затраты энергии и расхода бензина на трение трансмиссионной жидкости в турбинах.

Принцип функционирования коробки «автомат»

Теперь рассмотрим, как работает автоматическая коробка передач. Если вы попробуете разобрать «автомат» и посмотреть внутрь, вы увидите большое разнообразие различных механизмов и устройств в относительно малом пространстве.

Коробка «автомат» в разрезе

Принцип работы планетарного ряда с редукторами заключается в создании передаточных чисел. По сути, все остальные компоненты трансмиссионной системы предназначены для помощи планетарному ряду выполнять эту функцию.

Сам гидротрансформатор включает в себя несколько компонентов:

  • входная турбина;
  • выходная турбин;
  • статор.

Зачастую статор заторможен на корпус агрегата, но иногда затормаживание этой турбины активируется движущейся муфтой для максимально эффективной эксплуатации гидротрансформатора в любом диапазоне оборотов двигателя.

Сами движущиеся муфты во время движения транспортного средства осуществляют переключение скоростей при помощи соединения или разъединения компонентов «автомата». В частности, здесь речь идет о входном и выходном валах и компонентов планетарного ряда. Визуально муфта представляет собой что-то среднее между сцеплением и синхронизатором в традиционной «механике».

Этот элемент состоит из барабана и хаба, между которыми находится пакет кольцеобразных движущихся дисков. Та часть дисков, которая соединяется с барабаном, выполнена из металла, а та, которая соединяется с зубьями хаба, выполнена из пластмассы.

Гидротрансформатор коробки «автомат» в разрезе

Видео (кликните для воспроизведения).

Принцип действия муфты заключается в сжатии пакета этих кольцеобразных дисков гидравлическим поршнем, который находится непосредственно в барабане. Трансмиссионная жидкость подходит к цилиндру по патрубкам, расположенным в барабане, валах и корпусе «автомата».

В свою очередь, принцип работы обгонной муфты заключается в проскальзывании в одном направлении и в заклинивании с передачей крутящего момента в другом. Как правило, такая муфта состоит из нескольких колец — внешних и внутренних, а также находящегося между ними устройства с роликами. Обгонные механизмы используются для снижения уровня ударов в движущихся муфтах в момент переключения скоростей.

Сама же передача крутящего момента осуществляется при увеличении оборотов мотора после переключения, в результате чего одна из деталей планетарного ряда вращается в обратную сторону. Соответственно, она заклинивает в обгонной муфте.

Гидротрансформатор коробки «автомат» в разборе

Блок управления коробки скоростей состоит из устройств, направляющих потоки трансмиссионной жидкости на поршни тормозных лент и движущихся муфт. Положения этих устройств могут задаваться как вручную, при помощи рычага КПП, так и в автоматическом режиме. Сама же автоматика в таких КПП может быть как электронной, так и гидравлической:

  • гидравлическая автоматика. Принцип ее действия заключается в использовании давления ATF (трансмиссионного масла) от центрального регулятора, который соединен с выходным шкивом коробки. Также этот вид управления использует давление ATF от нажатой педали газа, что дает ей информацию о скорости транспортного средства и положении педали газа;
  • электронная автоматика. Такой вид управления использует соленоиды, принцип действия которых заключается в переключении золотников. Провода от соленоидов соединяются с управляющим устройством. Благодаря «мозгам» происходит перемещение на основе данных о положении педали газа и общей скорости машины.

Режимы «автомата»

Рычаг автоматической КПП

Автоматическая КПП не имеет фактических скоростей для переключения, но ее устройство предусматривает режимы работы, которые мы рассмотрим далее:

  • «N» — нейтральная скорость. Обычно эксплуатируется владельцами транспортных средств во время буксировки или при остановке не на долгое время;
  • «D» — положение движения вперед. В этот момент в АКПП используются все ступени;
  • «R» — реверсивное движения. Эта передача нужна для движения авто задним ходом. Данное положение ни в коем случае нельзя включать, если автомобиль полностью не остановился;
  • «L» — положение пониженной скорости, зачастую используется для движения накатом;
  • «Р» — положение, включаемое на АКПП во время стоянки для блокировки ведущих колес. Здесь же следует отметить, что это положение «автомата» никак не связано с ручным тормозом.

Режим «Р» коробки «автомат»

Это были основные режимы АКПП. Есть еще и дополнительные, которые встречаются на многих авто:

  • «O/D» — положение движения, которое предусматривает возможность переключения на более повышенную передачу автоматически. Такой режим обычно включается во время движения за городом на большой скорости;
  • «D3» — положение коробки, при котором АКПП может использовать только одну из первых трех передач либо отключать повышенные скорости. В таком положении удобно ездить в городских условиях и в условиях пробок;
  • «S» — положение АКПП при езде на пониженных скоростях;
  • «L» — режим АКПП, при котором работает только первая передача.

Видео «Ремонта автоматической КПП»

В этом видео описан процесс ремонта АКПП на станции техобслуживания.

Вам пригодилось это видео? Может быть вам есть что добавить о коробке «автомат»? Оставьте свой комментарий!

Рекомендуем к прочтению

Комментарии и отзывы

Коробка автомат — это не для наших дорог. На автомате ездят только дамы, я лично не догоняю мужиков, которые берут машины с автоматами. Какой прикол? Это бездушная езда.

Григорий из Ростова

Я в старости лет купил себе Мицубиси Аутлендер с автоматической коробкой передач и очень доволен. Во-первых, для наших дорог автомат вполне подходит, езда на нем очень удобная, не знаю, где вы увидели «бездушие». Разумеется, автоматические коробки требуют особо тщательного ухода, но они себя вполне оправдывают. И расход бензина не такой уж большой, как это описывают в интернете или люди, которые никогда не сталкивались с автоматами. Поверьте мне, я всю жизнь ездил на механике и уж точно знаю, что говорю.

АКПП (автоматическая коробка передач)

АКПП, также именуемая как автомат или тяпка, представляет разновидность трансмиссии авто, позволяющую уменьшить нагрузку на шофера при езде так как выбор передач происходит автоматически, без участия водителя. Данный факт оказывает влияние на все характеристики, которыми обладают автомобили с коробкой автомат.

Преимущества АКПП

  • увеличение комфорта при движении авто и освобождение шофера от контроля сторонних функций;
  • плавное переключение передач и согласование нагрузки на мотор со скоростью и силой нажатия педали;
  • предохранение мотора от любой перегрузки;
  • допуск к частичному или полному ручному управлению трансмиссией.

Автоматические коробки современных автомобилей можно поделить на несколько типов, различающихся по системе управления и контроля над эксплуатацией автоматической коробки переключения передач. Первый тип трансмиссии управляется с помощью гидравлического устройства, а второй – электронным распределителем.

Типы автоматической коробки передач

«Внутренности» у обеих трансмиссий идентичны, однако существует несколько различий компоновки, которыми обладает каждая автоматическая коробка.

Все 3 типа автоматических коробок кратко рассмотрим более подробно, чтобы понять их отличие между собой и принцип работы.

Виды АКПП — кратко о главном.

Гидроавтомат — классическая АКПП

Гидравлический тип автоматической коробки передач является самой простой АКПП. Такая коробка исключает прямую связь двигателем и колесами. Крутящий момент в ней передается двумя турбинами и рабочей жидкостью. Вследствие усовершенствования механизма в такой коробке появилось специализированные электронное устройство, которое также смогло добавить такие режимы работы как: «зима», «спорт», экономичная езда.

Одним из главных недостатков, в сравнении с МКПП – это немного больше расход топлива и время на разгон.

Роботизированная АКПП

МТА в народе звучит как робот DSG, конструктивно наиболее схож с механической КПП, но с точки зрения управления — типичная АКПП, которая в следствии эволюции не только снизить потребления топлива, но и ряд других преимуществ естественно со своими нюансами.

Вариаторная трансмиссия

Хотя и считается автоматической коробкой, вариатор и автомат принципиально разные и по устройству и по принципу работы. В такой коробке передач отсутствуют ступени так как нет фиксированного передаточного числа. Водители привыкшие слушать мотор своего автомобиля не могут отслеживать её работу, ведь крутящий момент в коробке вариатор изменяется плавно и тональность двигателя не меняется.

Компоненты АКПП

  • гидротрансформатор, который заменяет сцепление, и не потребует участия и управления со стороны шофера.
  • вместо блока шестерен в АКПП установлен планетарный ряд. Эта часть помогает изменить отношение в АКПП при переключении трансмиссии.
  • передний и задний фрикцион, а также тормозная лента, благодаря которым осуществляется непосредственно переключение передач.
  • последняя и самая важная деталь – устройство управления, которое представляет собой узел из поддона коробки передач, насоса и клапанной коробки, выполняющей функции контроля. Данный компонент передает данные о движении посредством знаков, которые передают сигнал к действию самой АКПП.

Устройство и работа автоматической коробки передач.

Из всех основных компонентов уделим наибольшие внимания гидротрансформатуру коробки.

В состав гидротрансформатора входят:

  1. центробежный насос;
  2. статор;
  3. центростремительная турбина;
  4. насосное колесо;
  5. турбинное колесо;

Статор является направляющим аппаратом, который расположен между данных деталей. С коленчатым валом двигателя связано насосное колесо, а с валом коробки передач — турбинное. У реактора 2 функции. Он может вращаться или блокироваться обгонной муфтой.

Основной задачей гидротрансформатора является гашение сильных толчков, которые передаются трансмиссией к двигателю и в обратном направлении. Данный аппарат увеличивает период эксплуатации данных деталей. При помощи жидкого масла осуществляется передача крутящего момента от двигателя к АКПП.

Обращайте внимание на следующие детали:

  • передачи должны переключаться за 1 секунду, максимальное время — 1,5 секунды;
  • оповещение переключений осуществляется легкими толчками;
  • переключение передач должно быть бесшумным.

Как работает автоматическая коробка передач

В гидромеханической АКПП в классическом исполнении переключение передач, происходит за счет взаимодействия планетарных механизмов и гидромеханического привода при помощи электронных устройств.

Как правильно пользоваться классической АКПП?

Особенности эксплуатации АКПП

  • Автоматическую коробку передач нужно хорошо прогревать, прежде чем начать движение (зимой это особенно актуально).
  • При управлении АКПП переводить рычаг селектора переключения в положениях P и R во время движения, настоятельно не рекомендуется.
  • Ненужно включать нейтральную передачу вовремя спуска с горы, якобы экономии топлива, — его все равно не будет, а вот проблемы с торможением, могут возникнуть.
  • Тормозить двигателем можно не на всех режимах КПП. Этот пункт эксплуатации нужно изучить подробно в руководстве по эксплуатации конкретного автомобиля, пренебрежение такой особенности может стоить дорогого ремонта.

Проблемы АКПП и способы устранения

Самыми распространенными проблемами АКПП принято считать:

  • явно выраженный рывок при переключении передачи, а также шум при переводе рычага селектора в другое положение;
  • довольно часто в коробках-автомат происходит разрыв тормозной ленты переднего и заднего фрикциона;
  • выход электро- или гидроблока из строя.

Рекомендуется менять масло в акпп через каждые 35-40 км, либо каждые 2 года, при тяжелых условиях эксплуатации каждые 25 тыс км. пробега.

Чтобы избежать подобных поломок, опытные работники автосервисов рекомендуют чаще прочищать масляный фильтр и рабочую жидкость, ведь большинство водителей не меняют её с момента приобретения авто. При возникновении проблем с автоматической трансмиссией, следует немедленно обратиться в сервисный центр производителя или на станцию технического обслуживания.

После процедуры замены масла необходимо проверить работу двигателя. Сделайте это в несколько этапов:

  1. нажмите на тормоз и переключите АКПП в первое положение, через нескольку секунд во второе и так до последнего;
  2. установите после это нейтральную позицию АКПП;
  3. если уровень масла изменился, необходимо его долить;
  4. протестируйте работу авто на 20-25 километрах по городу и совершите повторный замер уровня.

Данные детали должны быть чистыми от крупных загрязнений. Единственное что допускается — небольшой налет и пыль. Не припустим также посторонний запах для фильтра.

Подпишись на наш канал в Я ндекс.Дзене

Еще больше полезных советов в удобном формате

Superior Male

Как работает автоматическая коробка передач

Раньше автомобили были максимально просты и понятны. Четыре колеса, двигатель внутреннего сгорания, механическая коробка передач, чаще четырехступенчатая – и полный вперед! В советские времена автоматические коробки стояли только на автомобилях высших государственных чиновников («Чайка») или гаишных «догонялках» (модернизированные ГАЗ-24 с V8). После того, как в нашей стране стали появляться первые иномарки, автоматы начали медленно, но верно завоевывать свою нишу рынка, находить своих приверженцев – в 2012 году было проведено исследование, согласно которому почти половина проданных в РФ иномарок были оснащены именно АКПП.

А большинство автомобилей класса люкс, которые так любят наши соотечественники, оснащаются именно автоматическими коробками передач. Это к слову о том, что раньше авто с АКПП почему-то считались женскими: с понтом, суровый мужик должен водить машину исключительно на «мешалке» — полная ерунда! BMW 7 Series, Mercedes-Benz S-Klasse, Aston Martin DBS – далеко не самые женственные автомобили, согласитесь.

И все равно, несмотря на широкую распространенность автомобилей с автоматической трансмиссией, для многих автоматическая трансмиссия остается загадкой по сравнению с механикой. В данной статье мы постараемся немного приподнять завесу тайны над тем, как правильно обращаться с автоматической коробкой передач.

Чтобы понимать разницу между этими типами трансмиссии, необходимо знать принцип устройства автоматической коробки передач. В отличие от классической схемы «двигатель – сцепление – коробка передач», здесь принцип действия несколько иной. АКПП состоит из собственно блока шестерен коробки передач и гидротрансформатора, который отвечает за доставку и трансформацию крутящего момента от двигателя к коробке и заменяет стандартное для механической коробки передач сцепление. В научно-технической среде гидротрансформатор еще иногда называется конвертером крутящего момента, а среди автомехаников зачастую именуется просто «бублик» — из-за внешней схожести с данным видом хлебобулочных изделий. Гидротрансформатор представляет собой гибрид лопастных устройств, центробежного насоса и турбинного колеса, связанных между собой при помощи статора, направляющего крутящий момент от двигателя к коробке передач. Но этим набор хитроумных агрегатов не ограничивается – есть еще обгонная муфта, которая задействуется в механизме блокировки.

Сама коробка зачастую основана на принципе взаимодействия нескольких планетарных передач. Преимущество идеи планетарных передач состоит в том, что путем блокировок отдельных ее частей, изменения точки приложения входного момента и точки снятия выходного момента можно изменять ее передаточное число и подать нужный момент на выходной вал коробки – при этом передача мощности от силового агрегата к коробке происходит непрерывно. Вот как выглядит планетарная передача:

За выбор нужной передачи отвечает гидравлическая система, осуществляющая необходимые блокировки и манипуляции в зависимости от оборотов двигателя. Эта система, в свою очередь, контролируется электроникой. В АКПП используется несколько планетарных передач и блокировочных элементов.

В процессе работы пары «двигатель — АКПП» рабочая жидкость гидротрансформатора, специальное синтетическое масло, постоянно перемешивается и подвергается значительным температурным нагрузкам, что приводит к значительному перерасходу энергии. Зато этот недостаток компенсируется чрезвычайно плавными переключениями, которые предотвращают ударную нагрузку не только на коробку передач, но и на двигатель, автомобиль ускоряется и замедляется значительно мягче, а переключения едва ощущаются пассажирами. Это, кстати, является одной из причин, почему автоматическая трансмиссия устанавливается на все автомобили класса «премиум» – высокопоставленные пассажиры ценят комфортабельную езду и однозначно не захотят, чтобы при движении чувствовались рывки и толчки.

В данной статье мы говорим лишь о классической схеме АКПП, не затрагивая вариаторы и роботизированные коробки передач. Принцип их действия отличается от собственно гидравлической АКПП в ее традиционном понимании, и у них есть свои особенности эксплуатации.

Теперь давайте рассмотрим, какие бывают режимы АКПП:

P (Park). Парковочный режим, все передачи в выключенном состоянии, выходной вал АКПП заблокирован, катить машину не получится.

R (Reverse). Движение задним ходом.

N (Neutral). Соответствует «нейтрали» на механической коробке. Выходной вал не блокируется, поэтому автомобиль может перемещаться накатом. Допускается буксировка на скорости не более 20 км/ч и на расстояние не более 60 км.

D (Drive). Основной режим движения вперед, передачи переключаются в автоматическом режиме.

1, 2, 3. При выборе одного из этих положений выбранная передача будет считаться максимальной и автомобиль не будет переходить на повышенную. Удобно при движении в сложных погодных условиях, буксировке прицепа, и т.д. Также применяется для езды по серпантину.

Kick-down. В большинстве случаев за эту функцию отвечает кнопка, расположенная под педалью газа. Резкое нажатие «тапки в пол» позволяет сбросить одну или несколько передач, что вызывает резкое ускорение автомобиля с мощным подхватом.

Sport (Shift, Power). Спортивный режим работы АКПП на максимальной отдаче двигателя. Передачи переключаются на пике производительности, давая двигателю возможность раскрутиться до максимума и передать наибольший крутящий момент на ведущие колеса.

Overdrive (O/D). В этом режиме используется движение на повышенных передачах с целью экономии топлива. Удобен на трассе, но не позволяет резко ускориться.

Winter (Snow, Low). Зимний режим. Автомобиль трогается с места со второй передачи, на пониженных оборотах, чтобы избежать возможной пробуксовки. Передачи переключаются мягче.

Norm. Режим движения «по умолчанию». Отличается наибольшей сбалансированностью оборотов двигателя и моментов переключения передач. На большинстве современных коробок этот режим заменен на Drive.

+/- Ручной режим переключения передач на коробках с системой Steptronic, Tiptronic и т.д. Дает возможность выбрать следующую передачу, но переключение все равно производится электронно и скорость его не превышает скорости переключения в режиме Sport. По сути, в этом режиме селектор превращается в некий аналог джойстика.

При эксплуатации АКПП важно соблюдать несколько несложных правил:

[1]

Теперь несколько финтов ушами для особо рисковых драйверов или совсем уже безвыходных ситуаций. Считается, что автомобиль с АКПП невозможно завести «с толкача», ввиду принципиально другой системы связи колес с двигателем и отсутствия механически подключаемого сцепления в его классическом понимании. Сами автопроизводители категорически не рекомендуют заводить автомобиль с АКПП с толкача, так как это действительно может привести к выходу автоматической коробки из строя. На самом деле, если уж совсем приперло, попробовать завести двигатель путем передачи крутящего момента в обратном направлении, то есть от колес к ДВС, все же можно – если других вариантов не остается и если вы отдаете себе отчет в своих действиях, а также понимаете всю степень риска.

НИКАКИЕ ПРЕТЕНЗИИ ПО ПОВОДУ ВЫХОДА ИЗ СТРОЯ АКПП В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРИМЕНЕНИЯ ОПИСАННОГО НИЖЕ СПОСОБА НЕ ПРИНИМАЮТСЯ. ДЕЙСТВУЙТЕ НА СВОЙ СТРАХ И РИСК. СОВЕТЫ НОСЯТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

Давайте на всякий случай еще раз вспомним, как осуществляется запуск двигателя при неработающем стартере на автомобиле с МКПП. Машину с включенным зажиганием разгоняют вручную или с помощи буксировки до скорости, приблизительно равной 20 – 30 км/ч, после чего выжимают сцепление и резко включают вторую передачу. Благодаря этому движение колес запускает двигатель, передавая крутящий момент в обратном направлении. Но как быть, если автомобиль с АКПП? Как мы уже знаем, в автоматах роль сцепления условно выполняет гидротрансформатор. Следовательно, нам необходимо создать определенное давление рабочей жидкости в системе автоматической коробки передач, чтобы она смогла кратковременно передать крутящий момент от колес к двигателю. Для этого необходимо, чтобы центробежный насос начал работать и создал давление в системе.

Необходимые действия: включить зажигание и перевести селектор в нейтральное положение. Начать буксировку автомобиля. Для создания рабочего давления необходимо не менее двух минут двигаться на скорости 30 км/ч при холодной коробке или 50 км/ч при горячей коробке. После этого включить режим Low или 2 (пониженную передачу), и нажать на газ. Вернуть рычаг в нейтральное положение независимо от того, завелся двигатель, или нет. Имейте в виду, что пока двигатель не заведен, гидроусилитель руля и вакуумный усилитель тормозов не работают, поэтому на тормоз придется давить чуть ли не двумя ногами, а руль поворачивать с гораздо более заметным усилием. Повторимся еще раз: никаких претензий за испорченные коробки и другие агрегаты мы не принимаем. Автомобиль ваш и принимать решение о том, рисковать или нет, тоже будете только вы.

Как правило, современные автоматические коробки передач надежны и не требуют от владельца автомобиля каких-либо специальных знаний. Но все же понимание принципа работы и эксплуатации АКПП может существенно продлить срок службы автоматической трансмиссии.

Видео (кликните для воспроизведения).

Поделиться «Как работает автоматическая коробка передач»

Источники




  1. Джекс, Р. М. Ford Focus. Ремонт и техническое обслуживание / Р.М. Джекс, П.Т. Гилл. — М.: Алфамер Паблишинг, 2006. — 432 c.



  2. Игнатов, А.П. Автомобили ВАЗ-2108… ВАЗ-2109… ВАЗ-21099. Руководство по ремонту, эксплуатации и обслуживанию / А.П. Игнатов, К.В. Новокшонов, и др.. — М.: Москва Ливр, 1999. — 192 c.



  3. Автомобили ВАЗ-2108, -2109, -21099 с двигателями 1,5i; 1,1; 1,3; 1,5. Эксплуатация, обслуживание, ремонт. — Москва: РГГУ, 2008. — 240 c.
  4. Петросов, В. В. Ремонт автомобилей и двигателей. Учебник / В.В. Петросов. — М.: Academia, 2014. — 224 c.
  5. Автомобили BMW серия 3. Руководство по эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию. — М.: АТЛАС-ПРЕСС, 2015. — 320 c.

Как работает автоматическая коробка передач

Оценка 5 проголосовавших: 1

Здравствуйте, я Юрий Злобин. Уже более 8 лет работаю автослесарем. Являюсь специалистом своего дела и хочу научить посетителей сайта решать их проблемы.



Все материалы для данного ресурса тщательно собраны и переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Однако чтобы применить ее, всегда необходима консультация у профессионалов.


ВНИМАНИЕ !!!
Если Вы не видите наших видео роликов , значит у Вас включен блокиратор ADBlock




Интернет-магазин Легион - Автодата