Схема электрооборудования ваз 2109 и особенности замены элементов системы

Интернет-магазин Легион - Автодата

Электрооборудование 2108 Полная схема

Схема электрооборудования автомобилей ВАЗ–2108, ВАЗ-21083, ВАЗ–2109, ВАЗ-21093 и ВАЗ-21099 исполнения «стандарт» (с панелью приборов -2108, с монтажным блоком типа 17.3722, годы выпуска 1988–1999 гг.)

Полная схема

Порядок условной нумерации штекеров в колодках:

а – монтажного блока, комбинации приборов, выключателя зажигания и очистителя ветрового стекла (у колодок с другим числом штекеров – порядок нумерации аналогичный);


б – датчика-распределителя зажигания;


в – коммутатора и блока управления электромагнитным клапаном карбюратора;


г – блок-фар, очистителей фар и заднего стекла;


ж – плафона освещения салона;


е – датчика уровня топлива;


д – задних фонарей (нумерация выводов по порядку сверху вниз)

* Устанавливались на части выпускаемых автомобилей.


** С 1995 г. не устанавливаются.

Схема электрооборудования ВАЗ 2109 и особенности замены элементов системы

Электросхема системы управления двигателем автомобилей ВАЗ 2108, 2109 с контроллером GM 2111-1411020-20 (10, 21).

Номер жгута системы зажигания по каталогу 21082-3724026.

Электросхема системы управления двигателем GM ВАЗ 2108, 2109

1 — форсунки;


2 — свечи зажигания;


3 — модуль зажигания;


4 — колодка диагностики;


5 — контроллер;


6 — колодка, присоединяемая к жгуту панели приборов;


7 — главное реле;


8 — предохранитель цепи питания контроллера и модуля зажигания;


9 — предохранитель цепи питания датчика скорости и датчика массового расхода воздуха;


10 — предохранитель цепи питания электробензонасоса;


11 — реле электробензонасоса;


12 — датчик температуры охлаждающей жидкости;


13 — регулятор холостого хода;


14 — датчик детонации;


15 — электромагнитный клапан продувки адсорбера;


16 — датчик положения коленчатого вала;


17 — датчик скорости автомобиля;


18 — датчик массового расхода воздуха;


19 — датчик кислорода;


20 — датчик положения дроссельной заслонки;


21 — электробензонасос с датчиком уровня топлива;


22 — колодка, присоединяемая к жгуту системы зажигания;


23 — контрольное табло;


24 — выключатель зажигания;


25 — монтажный блок;


26 — вентилятор системы охлаждения двигателя;


А — колодка, присоединяемая к жгуту кондиционера;


В — к клемме «В+» генератора;


С — к клемме «+» аккумуляторной батареи;


D1, D2-точки заземления.

Провода на данной схеме имеют буквенное обозначение цвета и обозначение номера элемента схемы, к которому присоединяется данный провод. Через дробь указывается номер контакта колодки. Условное обозначение «S8» или «SC» означает, что провод присоединяется к элементу схемы под номером 8 или обозначенному буквой С через точку соединения, не показанную на схеме.

Электрическая схема ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ВАЗ-21099

Электрическая схема автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ВАЗ-21099. Низкая панель приборов.

А – порядок условной нумерации штекеров в колодке выключателя зажигания;


Б – порядок условной нумерации штекеров в колодке электродвигателя очистителя ветрового стекла.

Электросхемы Ваз 2109

В интернете существует большая путаница с электросхемами Ваз 2109. Причиной путаницы являются следующие факторы:


1) Модели Ваз 2109 с карбюраторной системой питания выпускались с низкой панелью(до 1998 года) и с высокой панелью (1998-2013 года).


2) Модели с высокой панелью могут быть как с карбюраторной, так и с инжекторной системой питания.


3) Выпускались экспортные варианты Ваз 2109 с дополнительными опциями, например стеклоподъемниками,


которых в базовой комплектации нет


4) ЭСУД(электронная система управления двигателем) или ,как еще называют, ЭБУ различных модификаций.

Итак, чтобы понять какая электросхема Ваз 2109 Вам нужна, давайте пройдемся по каждому из перечисленных выше факторов подробно:


1) Вы знаете с высокой или низкой панелью Ваш Ваз 2109?Если не знаете, смотрим на картинки:

Ваз 2109 высокая панель

Ваз 2109 низкая панель

Понять высокая или низкая панель можно по комбинации приборов на контрольной панели, а также по внешнему виду самой панели автомобиля.


2) Если Ваз 2109 инжекторный, то в 99 % случаев на нем устанавливается высокая панель и Вам необходима электросхема для высокой панели.

3) Если Ваш Ваз 2109 — экспортный вариант, то схема проводки будет точно такая же как у базового варианта, за исключением опций. Опции могут быть разные и как правило найти схему именно под Ваш вариант будет проблематично.


То есть основная схема: панель приборов, зажигание, подзарядка и т.д — одинаковые, не будет указано только дополнительных опций.

4)Запомните, схема проводки ЭСУД полностью отделена от общей электросхемы. То есть, если Вы качаете в интернете электросхему Ваз 2109, то в ней не будет ни контроллера, ни датчиков. Схема проводки ЭСУД — отдельный технический документ; искать и скачивать его также нужно отдельно.

Ниже приведены ссылки для скачки электросхем для низкой и высокой панелей Ваз 2109:

В каждом архиве по две электросхемы, их отличия в том, что на одной монтажный блок Ваз 2109 нарисован одним цельным блоком, в другой нарисована разводка внутри монтажного блока. Естественно вариант схемы с разводкой монтажного блока является более полным и удобным для работы с проводкой автомобиля Ваз 2109.

Также нашел неплохую программку для владельцев старых Ваз 2108, Ваз 2109. Программка эта делает электросхему Ваз 2108, Ваз 2109 интерактивной. То есть пользователь имеет возможность выбрать интересующий его элемент схемы справа в окне и часть проводки для работы с этим узлом будет подмаргивать:

При работе с проводкой Ваз 2109 всегда помните, что цветовая маркировка проводов — Ваш главный помощник. Цветовая маркировка проводов Ваз 2108, Ваз 2109 на схеме и на самом автомобиле должна совпадать. Достали шлейф проводов и сразу же можете сориентироваться — желтый — габариты, красный — стоп -сигнал, голубой — задний ход, оранжево-черный — противотуманные фонари.

Принципиальная электрическая схема автомобиля ВАЗ-2109

Ниже изображен один из вариантов принципиальной электрической схемы автомобиля ВАЗ-2109. Схема имеет много общего с другими модификациями ВАЗ 2109, но есть и отличия. В процессе эксплуатации транспортного средства происходят различные сбои и неисправности в электрооборудовании.

Имея под рукой вольтметр или обычную «контрольку» -лампочку на 12 Вольт с проводами и используя данную схему, можно самостоятельно найти и устранить мелкие неполадки в электрооборудовании.

Описание схемы автомобиля ваз 2109

Скачать программу для наглядного просмотра электрической схемы ВАЗ-2109: ссылка

Чем отличается ваз 2109 электросхема управления карбюраторных и инжекторных моделей?

Монтажный блок ваз 2109 электрика схемы включает в себя все реле и предохранители, отвечающие за электропитание узлов.

Он объединяет линии питания и здесь же смонтированы все элементы схем разводки тока. Блок представляет разъемную коробку, на внутренних сторонах крышек которой установлены реле, предохранители и плата с выводами жгутов проводов.

При этом следует учитывать, что ЭБУ инжекторных двигателей имеет отдельную электропроводку.

Основные сведения о монтажном блоке

В зависимости от года выпуска и типа двигателя монтажная схема электропроводки ваз 2109 собрана в различных вариантах.

Так, на карбюраторных моделях компоновка блока представлена в модификации типа 17.3722. Он имеет в своём составе круглые плавкие предохранители, которые часто выходят из строя и требуют замены.

В моделях с инжекторным двигателем применено новое оборудование для блока электросхема ваз 2109. Теперь блок стал более надёжным за счёт установки новых предохранителей плоского типа. За счёт их ножевой конструкции плоская поверхность создаёт большую площадь контакта, и они стали надёжнее.

Найти в каталоге новый блок можно под маркировкой 2114-3722010-60.

Отличие ваз 2109 электросхемы этих двух блоков:

  • в подключении вентилятора охлаждения радиатора;
  • маркировке реле разъёмов и предохранителей;
  • отсутствие двух реле.

Маркировка разъёмов и предохранителей

В связи с тем, что имеется различие в маркировке составляющих схему разводки узлов, требуется точно знать, какая монтажная электросхема ваз 2109 применена на оборудовании.

Критерием выбора будет считаться:

  • год выпуска ВАЗ 2109;
  • тип двигателя;
  • тип панели приборов;
  • вариант комплектации.

Зная эти исходные данные можно найти фото схемы на сайте автолюбителей. Там же возможно поработать с интерактивной схемой, которая высвечивает именно искомую часть электропроводки.

На этих схемах и указана маркировка узлов для каждого типа блоков. Так, если реле включения очистителей на старой схеме обозначалось цифрой 1, то в новом блоке это — К1. Все узлы указаны на схемах и приложенной к ним спецификации. Все предохранители обозначены на корпусе блока. По схеме определяется зона ответственности каждого изделия. Автомобиль ваз 2109 электросхема, монтажный блок которой включает штекеры присоединения проводов, эти изделия маркируются буквой Ш.

Как не перепутать провода

Множество разноцветных проводов не должно вызывать затруднения при устранении неисправности своими руками. Провода имеют четкую направленность по цвету:

  • жёлтый — габариты;
  • красный — стоп-сигнал;
  • голубой — задний ход;
  • оранжево-чёрный — противотуманный.

Остаётся только выбрать нужный цвет провода и проверить его исправность и подключить.

Устранение неисправностей

Электрическая схема монтажного блока является основным узлом, обеспечивающим работоспособность автомобиля. Если нет необходимого навыка, работу по настройке блока лучше доверить специалистам. Цена ремонта будет несоизмерима с затратами на транспортировку отказавшей в пути машины. Если же ремонт делается самостоятельно, поможет инструкция по ремонту, которую можно найти на видео в обучающих программах мастеров.

Демонтаж блока

Чтобы снять, извлечь блок с места установки, необходимо понимать, что он является энергетическим сложным узлом. Поэтому отсоединяя электропроводку, необходимо производить маркировку разъёмов для последующего сбора.

Открыв капот, обнаружим с левой стороны под краем лобового стекла блок, который закреплён пластиковыми зажимами. Их нужно отвести и освободить коробку. Сверху она прикрыта резиновым чехлом, который сдвигается в сторону. Отодвинув чехол, следует отсоединить колодку с проводами.

После этого блок освобождается от крепящих двух гаек и приподнимается над местом установки, насколько позволят тянущиеся к нему провода. При отсоединении проводов следует пометить разъёмы, чтобы легче провести позже обратную операцию установки.

Снятый блок установить на рабочую поверхность и отвернуть крепление нижней крышки, состоящее из 8 болтов. После этого, в щель вставить отвёртку и выполнить разъём корпуса. Вся схема будет перед глазами. Изучить, сравнить с представленной в инструкции и найти место неисправности. Зачастую на этапе установления неисправности требуется помощь специалиста.

  • нарушение в плате;
  • неисправный предохранитель;
  • отказавшее реле.

После замены детали, исправления повреждения блок собирается и устанавливается на место в обратном порядке. Независимо от типа применяемой в автомобиле электрической схемы блоки устанавливаются одинаково.

Характерные неисправности блока

Часто случается отказ из-за перегоревшего предохранителя. Найти его несложно. Потребуется замена на такой же предохранитель с теми же параметрами по токовой нагрузке. Необходимо выяснить причину, которая привела к срабатыванию предохранения. Если проблему не устранить может случиться серьёзная поломка.

Если проблема возникла в плате, то она может быть связана с окислением металла на схеме. Если контакты окислились, то их можно почистить. При этом следует снять предохранители и реле с мест установки. Работа по очистке тоководов должна быть выполнена аккуратно, а при использовании паяльника для восстановления участка приняты все меры для защиты платы от случайного повреждения. Заменить блок будет намного проще.

Как работать со схемой электроблока

Используя входные данные выпуска ВАЗ в информационных базах, следует найти схему монтажного блока именно того типа, что установлен на конкретном типе автомобиля. При этом обычно предоставлены две схемы. Общий вид целого блока даёт возможность оценить полную схожесть искомой схемы с имеющимся узлом.

Вторая схема представляет собой разводку внутри блока. Она требуется для детального изучения и поиска неисправностей. При этом есть возможность на сайте ознакомиться с интерактивной схемой, которая поможет отследить схему по элементам.

Электрическая схема автомобиля ВАЗ 2108

Цветная электросхема автомобиля ваз-2108. С помощью данной схемы электрооборудования каждый автолюбитель сможет выявить на своем автомобиле неисправности в электропроводке. При наличии не измерительного прибора владелец автомобиля сможет установить, почему не работает зажигание, не включается стартер, сломалась система отопителя или не выдает требуемое напряжение генератор. На остальные модели смотрите документацию здесь.

Электросхема ВАЗ-2108

А. Наконечник провода для подключения к датчику износа тормозных колодок;


В. Штекерный разъём для подключения к плафону индивидуального освещения салона;

I. Условные номера штекеров в колодках монтажного блока; II. Нумерация штекеров в колодке моторедуктора; III. Условные номера штекеров в колодке и контактов выключателя зажигания; К1. Реле времени смывателя заднего стекла; К2. Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации; КЗ. Реле очистителя ветрового стекла ваз 2108; К4. Контактные перемычки на месте установки реле контроля исправности ламп; К5. Реле включения дальнего света фар; Кб. Реле включения очистителя фар; К7. Реле включения стеклоподъемников (не устанавливается); К8. Реле включения звукового сигнала; К9. Реле включения электродвигателя вентилятора; К10. Реле включения обогрева заднего стекла; К11. Реле включения ближнего света фар.

Электрическая схема автомобилей ВАЗ-2108 — второй вариант

Схема электропроводки ВАЗ 21093: особенности обслуживания

Понравилась статья? Следите за новыми идеями полезных авто советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.

Любой современный автомобиль семейства «Самара» нуждается в техническом уходе. А особенности эксплуатации авто в климатической зоне России и стран СНГ вынуждают обращать повышенное внимание к его электрической части, и ВАЗ 21093 не исключение.

История автомобиля

Впервые на российских дорогах автомобиль семейства ВАЗ 2109 появился в 1987 году.

Покупателям была доступна комплектация с моторами:

  1. Объемом 1100 см³;
  2. Объемом 1300 см³;
  3. Объемом 1500 см³.

Справочно: все моторы имели по 4 цилиндра с двумя клапанами на каждый. Цена отличалась незначительно, а топливовоздушную смесь рядной четверке обеспечивал карбюратор типа «Солекс».

Силовые агрегаты

Видео (кликните для воспроизведения).

Модификация с карбюраторным двигателем объемом 1500 см³:

  1. имела индекс ВАЗ-21093;
  2. выпускалась с 1988 по 2006 год включительно.

С появлением на конвейере нового поколения ВАЗ 21099, появился и новый более современный мотор, получивший на заводском конвейере индекс ВАЗ-2111. А завод-изготовитель стал оснащать все модели семейства 09 новыми силовыми агрегатами.

Чтоб вы знали – схема проводки ВАЗ 21093 на инжектор одинакова с ВАЗ 21099.

Система питания

У нового мотора вместо карбюратора устанавливалась:

  1. система подачи топлива с распределенным впрыском (инжекторная);
  2. автомобили с новым двигателем получили новый индекс – ВАЗ-21093i;
  3. в серийное оснащение силовой агрегат пошел с ноября 1998 года.

Но наряду с инжекторными моторами, автозавод продолжал выпуск и карбюраторных версий, а схема проводки ваз 21093 на карбюратор была аналогична всему семейству «девяток».

Новые модификации требовали и иной электрической схемы. В частности:

  1. электропроводка ваз 21093 в точности копировала схему ВАЗ 21099, кроме длины проводов в задней части кузова;
  2. версии с «высокой» панелью приборов имели отличия во внутрисалонном размещении (инструкция авто указывала на расхождения);
  3. возможности установки электрических стеклоподъемников на авто с инжекторным мотором, а также гидроусилителя руля финского производства привели к тому, что появилась специальная проводка ваз 21093 на инжектор;
  4. на версии с карбюратором устанавливалась штатная проводка.

Технический уход

Эксплуатация отечественных автомобилей имеет национальные особенности:

  1. владельцы предпочитают своими руками обслуживать и ремонтировать и авто;
  2. для этого необходима детальная схема основных систем.

На представленном в статье видео вы можете увидеть, какие узлы и электросхемы нуждаются в постоянном контроле со сторон владельцев.

Выводы: автомобили семейства ВАЗ 21093 служат и по сей день, радуя владельцев своей надежностью. А любые отказы легко исправить самостоятельно, имея под рукой подробную схему электрической проводки.

Электрическая схема ВАЗ 2108, 2109, 21099 с низкой панелью приборов

Низкая панель приборов устанавливалась на первые ВАЗ 2109 и через несколько лет была заменена новой «высокой» панелью. Низкая панель практически не имела минусов, за исключением устаревшего дизайна и отсутствия тахометра. Ниже приведена схема электрических соединений для автомобилей с низкой панелью.

А – порядок условной нумерации штекеров в колодке выключателя зажигания


Б – порядок условной нумерации штекеров в колодке электродвигателя очистителя ветрового стекла

Главные элементы электросхемы ВАЗ 21093

«Девятка» стояла на конвейере АвтоВАЗа с 1987 по 2004 год, и за это время было создано довольно много вариантов этой машины. Электросхема ВАЗ 21093 менялась, элементы в ней добавлялись и убирались в связи с выходом новых модификаций, комплектаций и специальных вариантов. Теперь уже трудно разобраться в деталях, но принципиальная схема сохранилась.

Схема электропроводки автомобиля

Устройство электросистемы ВАЗ 2109

Электросхема ВАЗ 21093 однопроводная, с постоянно замкнутым на корпус автомобиля «минусом», который исполняет роль «массы». Номинальное напряжение в бортовой сети машины составляет 12 В.

Для электрооборудования ВАЗ 2109 предусмотрено два источника электричества — аккумулятор и генератор. Аккумуляторная батарея (АКБ) служит в автомобиле для:

[3]

  • запуска двигателя после стоянки;
  • питания электрических цепей при выключенном моторе.

Минусовая клемма «масса» АКБ для ВАЗ 2109 должна располагаться слева, если смотреть на корпус аккумулятора со стороны клемм. Чаще всего на «девятках» применяют необслуживаемые свинцово-кислотные АКБ. Штатная ёмкость аккумулятора составляет 55 — 60 Ач и может быть немного повышена для районов с особо холодными зимами.

Генератор в автомобиле предназначен для:

  • подзарядки аккумуляторной батареи;
  • питания электрических цепей.

Трёхфазный генератор переменного тока ВАЗ 2109 выполняет свои функции во время движения. Он имеет встроенный выпрямитель и электронный регулятор напряжения. Выдаёт от 13,6 до 14,6 В, обеспечивая силу тока до 55А. Крышка генератора прикреплена к корпусу статора болтами. Ротор вращается в шариковых подшипниках, укреплённых в крышке. Обмотка возбуждения ротора генератора запитана через щётки и контактные кольца.

Электрическая схема ВАЗ 21093 такова, что питание почти всех потребителей осуществляется через блок предохранителей, защищающих цепи от короткого замыкания и автомобиль целиком — от пожара.

Главные потребители

Важнейших для принципиальной возможности эксплуатации вашей «девятки» систем всего две:

  • система запуска двигателя — стартёр;
  • система зажигания топливовоздушной смеси.

И если в экстремальной ситуации можно запустить двигатель без стартёра, с толчка, то без зажигания вы никуда не уедете. Разве что на буксире.

Бесконтактное зажигание «девятки» состоит из датчика-распределителя, коммутатора, катушки зажигания, высоковольтных проводов и свечей зажигания. Особенность работы системы зажигания состоит в том, что она использует не только нормальное напряжение в 12В постоянного тока, но и импульсное высокое напряжение до 30 000 В для воспламенения топливовоздушной смеси в камерах сгорания. Среди специалистов распространено мнение, что именно эта часть системы наиболее подвержена риску выхода из строя.

Стартер автомобиля ВАЗ 2109 представляет собой электродвигатель постоянного тока. Он снабжён электромагнитным тяговым реле. При повороте ключа в замке зажигания в положение «стартёр» напряжение от АКБ подаётся на втягивающую и удерживающую обмотки тягового реле. После замыкания контактов втягивающая обмотка реле отключается. Двигатель стартера проворачивает маховик коленчатого вала, в цилиндры подаётся искра, мотор начинает работать. После перевода ключа в положение «зажигание» стартёр отключается.

В случае неисправности одной только системы запуска двигателя эксплуатация автомобиля крайне затруднена, а при отказе обеих — невозможна.

Вспомогательное оборудование

Важнейшая часть вспомогательного оборудования — соединительные провода. Вспомогательное — не значит второстепенное. Наоборот, при эксплуатации «девятки» многие автолюбители убеждаются в том, что электроника — это наука о контактах. Значительная часть забот, связанных с ВАЗ 2109, имеет отношение к поиску обрывов, закисливания контактов, выпадения штекеров. Вот тут-то и становится нужна схема электрооборудования ВАЗ 2109, в которой по цветам распределены и показаны соединительные провода, пронумерованы потребители, по расположению в колодках перечислены предохранители вашей «девятки».

Схема электропроводки такова, что все провода ВАЗ 2109 собраны в пять жгутов. Два жгута идут от монтажного блока в салон автомобиля. Первый подключает все индикаторы, приборы, переключатели и кнопки передней части салона. Другой подключает потребителей задней части кузова. Три других жгута остаются в подкапотном пространстве. Один идёт к потребителям передней части кузова, второй — в район левой передней колёсной арки, а третий обслуживает потребителей, связанных с двигателем.

Коммутация осуществляется через блок предохранителей. Предохранитель представляет собой металлическую пластину, обычно из алюминиевого сплава, имеющую тарированное сечение. Пластина крепится в прозрачном пластиковом корпусе и устанавливается в разрыв той или иной цепи автомобиля. При превышении допустимого в этой цепи значения тока пластина перегорает, прекращая прохождение тока в этой цепи и предотвращая пожар. Сквозь прозрачный пластик место разрушения отлично видно. Остаётся только найти по альбому электрических схем цепь, ответственную за выход проводки из строя, устранить неисправность и заменить предохранитель.

Набор запасных предохранителей следует всегда иметь с собой в поездке. Блок предохранителей содержит также реле и находится в моторном отсеке слева по ходу автомобиля, вблизи ветрового стекла.

Отличия модификаций ВАЗ 2109

За долгую историю выпуска на АвтоВАЗе «девятки» электрическая схема ВАЗ 21093 заметно изменилась, было немало вариантов комплектаций и модификаций автомобиля. «Девятка» комплектовалась разными двигателями: ВАЗ 2109 — мотором с рабочим объёмом 1,3 литра, а ВАЗ 21093 — объёмом 1,6 литра. В смысле электросистемы оба двигателя практически идентичны. Другое дело — различие между карбюраторной и инжекторной версиями «девятки».

Появление электронной системы управления двигателем (ЭСУД) и электронных устройств, заменяющих карбюратор и трамблёр, усложнило электрическую схему автомобиля. ЭСУД в ВАЗ 21093 инжектор взяло на себя следующие функции:

  • управление топливным насосом;
  • управление электровентилятором системы охлаждения;
  • регулировка состава топливовоздушной смеси, оборотов холостого хода и угла опережения зажигания.

В блоке предохранителей ВАЗ 21093 присутствуют дополнительные плавкие устройства, защищающие ЭСУД. Следует убедиться, что имеющаяся схема электрооборудования соответствует модификации вашего авто. Это тем более актуально, что инжекторный двигатель не всегда достаточно прозвонить тестером, иногда нужно специальное оборудование для работы с ЭСУД.

Свои отличия имеются у электрооборудования с «высокой», «низкой» и европанелью. Важнейшее из них — отсутствие тахометра в низкой панели.

Признаки неисправностей электросхемы

Электрическая схема ВАЗ 2109 как с низкой, так и с высокой панелью включает в себя множество элементов, благодаря которым работают различные узлы автомобиля. Если в электросхеме с инжекторным или карбюраторным двигателем возникли неполадки, определить их можно по характерным симптомам.

  1. Автомобиль не трогается с места, т. к. двигатель невозможно запустить. Причин этому может быть огромное количество, например, неисправность генератора или аккумуляторной батареи, неполадки с трамблёром и т. д.
  2. Двигатель запускается и работает, но часть электрооборудования не функционирует. Как и в первом случае, причин отказа электрооборудования может быть немало: это и сгоревшие предохранители, и износ электропроводки, и выход из строя какого-либо прибора.

Если двигатель не запускается, но топливо исправно подаётся, то причина неисправности в большинстве случаев кроется именно в неисправном электрооборудовании. Алгоритм действий в таких ситуациях выглядит просто. Проверить уровень заряда аккумулятора. Также нужно проверить работоспособность свечей зажигания и проводов высокого напряжения на предмет пробоя. На карбюраторном двигателе зачастую неисправен трамблёр, а вот обрыв или износ электропроводки в моторном отсеке встречается достаточно редко.

В инжекторных двигателях в первую очередь нужно проверить исправность и корректную работу электронного блока управления двигателем (ЭБУ). Происходит это из-за того, что блок управления не может корректно обработать данные, поступающие с различных датчиков, в результате исполнительные механизмы получают неверные команды либо не получают их вовсе.

Электросхема двигателя с карбюратором

В зависимости от типа силовой установки электросхема может работать по-разному, например, запуск двигателя происходит так.

  1. Когда поворачивается ключ в замке зажигания, от аккумулятора подаётся напряжение в бортовую сеть по высоковольтным проводам. При этом на панели приборов появляются индикаторы, и можно включать осветительные приборы, аудиосистему, вентилятор отопителя и т. д.
  2. После поворота ключа в замке зажигания в положение «запуск» напряжение поступает на стартерный узел, который воздействует на маховик и заставляет вращаться коленчатый вал. Приводятся в действие все системы двигателя и генератор в том числе, который начинает вырабатывать электрический ток.
  3. Питание поступает на катушку зажигания, создающую высоковольтное напряжение, по проводам оно передается в распределительный узел.

Вращающийся коленчатый вал приводит в действие распределительный механизм. После замыкания контактов напряжение передаётся на свечи зажигания. Искра воспламеняет топливно-воздушную смесь в цилиндрах и происходит запуск силовой установки.

Диагностика классического зажигания ВАЗ 2109

Если причиной плохого запуска двигателя стала неисправная электропроводка, провести проверку можно самостоятельно.

  1. Первым делом необходимо обследовать участок от катушки зажигания до генератора на целостность. Контакты не должны быть окислены, проводка – не иметь обрывов и трещин. Окисленные контакты тщательно зачищаются, а повреждённая проводка заменяется.
  2. Далее проверяется катушка зажигания на наличие искры.Для этого нужно снять надсвечник со свечи и поднести к клапанной крышке двигателя. В это время помощник должен немного прокрутить двигатель стартером. Если высоковольтный провод и наконечник не пробитые и катушка зажигания исправна, в момент вращения двигателя стартером между наконечником и крышкой клапанов будет проскакивать искра. Если искры нет, а провода и наконечники не повреждены, следует произвести ремонт, а чаще всего – замену катушки зажигания.

Дополнительно стоит проверить устройство распределения и свечи зажигания. Повреждённые высоковольтные провода подлежат замене. Свечи нужно выкрутить и осмотреть, при наличии сильного нагара следует почистить. Если они имеют повреждения, то подлежат замене.

Диагностика электронного зажигания

Оно отличается от обычного наличием бесконтактного коммутатора между катушкой зажигания и распределителем. Подобный механизм обеспечивает стабильную и уверенную искру, тем самым обеспечивая воспламенение топлива, даже если смесь обеднённая. Если коммутатор подаёт слишком слабый сигнал, его следует заменить. Плохая искра или её отсутствие может возникнуть по причине высокого сопротивления электропроводки.

Другое дело, когда двигатель инжекторного типа, оснащённый топливными форсунками. В таких моторах неисправности электросхемы связаны в большинстве случаев с вышедшими из строя датчиками или повреждения электрооборудования. Диагностика неисправностей выполняется несложно. Во-первых, нужно отсоединить контактную колодку от датчика, который, возможно, неисправен. Во-вторых, при помощи омметра надо измерить сопротивление на контактах. В-третьих, полученные показатели сравниваются с номинальными, указанными в руководстве по эксплуатации. Если есть существенная разница, датчик неисправен и подлежит замене.

ВАЗ 2108-09-099 Неисправности электрооборудования

  Чаще всего при повседневной эксплуатации автомобиля встречаются неисправности электрооборудования По объективном причинам ремонт электрооборудования предпочтительно должны проводить квалифицированные специалисты автосервиса .

Предупреждение


Неисправность электрооборудования (короткое замыкание) может привести к возгоранию электропроводки и пожару.


  Если перегорел предохранитель замените его, повторное перегорание того же предохранителя служит сигналов для немедленного ремонта соответствующего элемента электрооборудования.

Предупреждение


Категорически запрещается заменять перегоревший предохранитель другим, большего «номинала», или «жучком».

  Чтобы облегчить поиск неисправностей, приобретите схему электрооборудования вашего автомобиля.


РИС.1

Рис.1 Монтажный блок типа 17.3722:

1 -реле включения очистителей фар (К6); 2 — реле времени омывателя заднего стекла (К1); 3 — реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (К2); 4 — реле очистителя ветрового стекла (КЗ); 5 — контактные перемычки на месте реле контроля исправности ламп; 6 — реле включения обогрева заднего стекла (К10); 7-запасный предохранитель; 8 — рале включения дальнего света фар (К5); 9 — реле включения ближнего света фар (К11); 10-предохранитель: 11 — реле включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя (К9); 12 — реле включения звукового сигнала (К8)

  На автомобилях семейства ВАЗ-2108 применяются два монтажных блока — старый 17.3722 (рис.1) и с 1998 года новый 2114-3722010-60 (рис.2). Кроме них на часть автомобилей может быть установлен монтажный блок 2114-3722010-18 (см. разд.«Электрооборудование») Основное отличие — применение предохранителей нового типа (ножевых вместо цилиндрических) и новых компактных реле Назначение предохра-нителей и реле указано в табл.1 и 2.

РИС.2

Рис.2 Монтажный блок типа 2114-3722010-60:

К1 — реле включения очистителей фар; К2 — реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации; КЗ — реле очистителя ветрового стекла; К4 — реле контроля исправности ламп; К5 — реле включения стеклоподъемников; К6 — реле включения заукоеых сигналов; К7 — реле включения обогрова заднего стекла. К8 — роле включения дальнего света фар; F1-F16 — плавкие предохранители; F17-F20 — запасные предохранители.

ВАЗ 2109 инжектор, схема электрическая позволит подключить дополнительные опции

Первые модели ВАЗ 2109 выпускались с карбюраторным двигателем. Однако мировая промышленность уже давно освоила новый тип топливоподачи – инжекторный. Поэтому переход на новый тип подачи горючего с электронной регулировкой был технически оправдан. В результате разработки, применяемая ваз 2109 электросхема инжектора, позволила повысить эксплуатационные характеристики автомобиля.

[2]

Что такое инжектор

Автомобиль ваз 21093 инжектор, схема электрическая в устройстве позволяет через систему электронного контроля вести запуск и оптимизацию работы двигателя. Основным элементом новой подачи стал впрыск горючей смеси в камеру сгорания под давление. В двигателях карбюраторного типа поступление горючей смеси происходило под разряжением.

Для того чтобы обеспечить оптимизацию работы двигателя ваз 2109 инжектор,схема электрическая составлена так, что через ЭБУ – электронный блок управления – осуществляется полный комплекс контроля и ведение процесса от подачи горючего до выброса выхлопных газов.

Автомобиль ваз 2109 инжектор электросхема включает:

  • электронную систему впрыска топлива;
  • электронную систему зажигания;
  • систему контроля состояния подачи горючего, сжигания и выброса газов.

При этом в блоке остаются ещё резервные разъёмы, позволяющие подключить дополнительные датчики контроля состояния работы механизмов. К таким опциям можно отнести противоугонное устройство, датчик детонации и другие.

На автомобиле ваз 2109,схема электрооборудования инжектора построена так, что управление мотором ведётся через блок ЭБУ. Система полностью управляет через него процессом при сжигании топлива.

Установленный на машине ваз 21093 инжектор, электросхема которого включает блок нового образца ЭБУ типа 2114-3722010-60. Блок характеризуется использованием новых плавких предохранителей формы ножа. У них большая площадь воздействия, в результате чего надёжность работы узла повышена. Блок ЭБУ имеет информационно- регулировочные связи посредством датчиков и управлением исполнительными механизмами. Он управляет процессом и подаёт сигнал на панель управления о состоянии работы следующих узлов:

  • топливного бака и топливопровода;
  • топливного насоса;
  • регулятора давления топливной смеси;
  • рампы и форсунок;
  • дроссельной заслонки;
  • фильтров и клапанов на линии обратной циркуляции топлива.

Все эти узлы завязаны на единый блок и при выходе из строя любого датчика система будет получать неполную информацию, и может отказать в запуске двигателя. Однако, безусловно, ваз 2109 схема электрическая инжектора не запустится при отказе главного устройства ДПКВ – датчика положения коленвала. Пока он не подаст сигнал пуска на ЭБУ, блок не даст команду на получение искры со свечей.

Регулирование подачи топлива

Работу двигателя автомобиля ваз 21093,электро схема инжектора которого позволяет выполнить регулируемый впрыск топливной смеси, обеспечивают:

  • индикаторы рампы и форсунок;
  • регулятор положения дроссельных клапанов;
  • регулятор холостого хода;
  • датчик температуры охлаждающей жидкости;
  • датчик расхода воздуха;
  • датчик скорости;
  • датчик концентрации выхлопных газов;
  • управление электробензонасосом.

Все эти линии управления и контроля собраны в один блок и на выходе с узлами соединяются при помощи разъёмов на управляющих цепях и датчиками сигналов от механизмов.

Важнейший узел, малейший сбой в работе электроники которого, может привести к отказу в подаче топлива. При этом зачастую отказ электроники в блоке бывает неустранимым при ремонте своими руками, если даже имеется инструкция. Придётся обращаться в специализированную мастерскую, и цена ремонта будет зависеть от степени его сложности.

Из чего состоит инжектор

Автомобиль ваз 21093 инжектор,электрическая схема которого представляет блок проводов, заканчивающихся разъемами. В местах соединений стоят специальные, отличающиеся внешним видом и цветом узлы. При отказе двигателя запускаться в первую очередь проверяется состояние электрических цепей. Разъёмы могут прийти в негодность, проводок сломаться, контакт окислиться. Поэтому содержание автомобиля в чистоте и контроль всех узлов сделает работу двигателя безотказной.

В числе самых первых должен быть проверен ДПКВ на исправность разъёма и проводки. Он один в случае неисправности не позволит запустить мотор ваз 21093,электросхема инжектора так устроена. Поэтому любую проверку электроники начинают с проверки этого узла. Возможно, ДПКВ не даёт разрешения на запуск, потому что провернулся ремень ГРМ в результате сбился цикл клапанов. До устранения причины датчик не разрешит запуск насоса.

[1]

Неисправность датчика можно определить, подав на него питание и поднося к нему металлический предмет. При движении предмета в непосредственной близости от датчика изменяются показания напряжения на выходе. Если датчик реагирует на металл, значит, он исправен.

В состав ваз 2109 инжектор,схема электрооборудования, входит много датчиков и регуляторов бензонасоса, схема их размещена на сайтах автолюбителей. Там можно найти на фото подробные схемы компоновки инжектора и ЭБУ. Наглядная демонстрация по устранению неисправностей представлена на видео. Поэтому при определённом навыке можно диагностику произвести самостоятельно.

Необходимо помнить, что среди многочисленных разноцветных проводов ваз 2109 инжектор, электрическая схема собирается из проводов:

  • желтые – габариты;
  • красные – стоп-сигнал;
  • голубой – задний ход;
  • оранжево-чёрный – противотуманный.

Точно так же маркируются и остальные провода, и соединять их в разъёме следует по цвету. Поэтому во всех автомобилях ВАЗ и предусмотрено одинаковое использование разноцветных проводов по контурам и на схемах в руководстве и в интернете используются те же цвета.

Двигатель не заводится

Отмечено, что ваз 21093 инжектор,схема электрооборудования включает много электроники. По причине отказа её не завестись автомобиль может только при выходе из строя ДПКВ. В других случаях мотор заработает, но будут различные сбои, причины которых следует искать. Если датчик исправный, то следует использовать классический вариант поиска неисправностей в технике – нечему гореть или нечем поджечь.

При этом в первую очередь проверяется система запуска, исправность свечей и затем топливоподача. Подробно о пошаговой проверке исправности узлов автомобиля написано в руководстве по эксплуатации

Достоинства и недостатки инжекторов

Представленная в комплектации ваз 2109 схема,электрооборудование инжектора по которой является новинкой в отечественном автомобилестроении, имеет ряд преимуществ перед карбюраторными двигателями:

  • экономится топливо и достигается его оптимальное использование;
  • чистые выхлопные газы за счёт полного сгорания;
  • лёгкий быстрый запуск и надёжность работы.
Видео (кликните для воспроизведения).

Недостатком является сложный ремонт узла с возможной заменой тех частей, что не подлежат ремонту.

Источники




  1. Кузнецов, С.В. Автомобили / С.В. Кузнецов. — М.: Аванта+, 2007. — 128 c.



  2. Новиков, Александр Николаевич; Охрана И Безопасность Труда При Техническом Обслуживании И Ремонте Автомобилей : Учеб. Пособие Для Вузов / Новиков Александр Николаевич;. — Москва: Гостехиздат, 2014. — 245 c.



  3. Правила технической эксплуатации золотоизвлекательных предприятий (временные) / ред. В.Г. Агеенков. — М.: Наука, 1990. — 236 c.

Схема электрооборудования ваз 2109 и особенности замены элементов системы

Оценка 5 проголосовавших: 1

Здравствуйте, я Юрий Злобин. Уже более 8 лет работаю автослесарем. Являюсь специалистом своего дела и хочу научить посетителей сайта решать их проблемы.



Все материалы для данного ресурса тщательно собраны и переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Однако чтобы применить ее, всегда необходима консультация у профессионалов.


ВНИМАНИЕ !!!
Если Вы не видите наших видео роликов , значит у Вас включен блокиратор ADBlock




Интернет-магазин Легион - Автодата