Тосол и антифриз главные отличия

Интернет-магазин Легион - Автодата

Тосол и антифриз: какая охлаждающая жидкость лучше

Охлаждающая жидкость, циркулирующая в «рубашке» мотора, не дает ему перегреться и помогает поддерживать оптимальный температурный режим. В нашем обиходе встречается два названия для ОЖ – Тосол и антифриз. О них и пойдёт речь.

Сделано в СССР

Слово «Тосол» вошло в обиход водителей в 60-х годах, когда в закрытом институте ГосНИИОХТ, в отделе технологий органического синтеза («ТОС»), разработали советский антифриз – незамерзающую охлаждающую жидкость на основе этиленгликоля (двухатомного спирта). Окончание «–ол» к названию добавили по аналогии с другими спиртами («этанол», «метанол»). «Тосол» был отличной охлаждающей жидкостью для своего времени, служил до трёх лет и строго соответствовал государственному стандарту ГОСТ 28084-89. Но со временем тот самый антифриз «Тосол-АМ» технически устарел, и встретить на рынке аутентичный продукт, а не подделку, стало довольно сложно. Тем не менее, название настолько закрепилось в массовом сознании, что многие до сих пор считают «Тосол» и антифриз абсолютно взаимозаменяемыми понятиями. Как «Джип» и внедорожник, «Памперс» и подгузник, «Ксерокс» и копировальный аппарат…

ГОСТ – не всегда знак качества

Звучит как парадокс, но это действительно так. Если для продуктов питания соответствие ГОСТу может считаться преимуществом, то при выборе антифриза не стоит ориентироваться на советские стандарты качества. Охлаждающие жидкости совершенствуются и больше не нуждаются в частой замене, как того требует советский стандарт. К тому же, треть того самого, регламентирующего охлаждающие жидкости ГОСТ 28084-89, посвящена нормативам по упаковке, этикетке и транспортировке, а вовсе не качеству продукта. Еще один интересный пункт ГОСТ 28084-89 – жесткие требования к «вспениваемости» антифриза. Любопытно, что требования отечественного списка нормативов по этому показателю примерно в 5 раз жестче стандартов других стран, и некоторые продавцы говорят об этой характеристике как о явном преимуществе «гостовского» антифриза. На самом же деле, строгий стандарт «вспениваемости» пришел в ГОСТ из норматива АвтоВАЗа, и связан только лишь со спецификой предприятия. Пена мешает на конвейере, когда охлаждающую жидкость заливают в автомобили или в канистры, поэтому во все антифризы добавляют пеногаситель. Но это вещество полностью теряет свои свойства уже через месяц-два после заливки.

Просто добавь воды

Время от времени антифриза в расширительном бачке становится меньше – это происходит при абсолютно здоровом двигателе за счет испарения содержащейся в антифризе воды. Клапан на крышке расширительного бачка срабатывает от избыточного давления и выпускает водяной пар. Другие компоненты антифриза – этиленгликоль и присадки – испаряются намного медленнее. Если из бачка «ушло» порядка 100-200 мл жидкости, то лучше долить дистиллированной или просто фильтрованной воды. Это не ухудшит качества антифриза, тогда как смесь разных охлаждающих жидкостей будет для автомобиля куда вреднее. Но если нужно добавить больше 200 мл, то доливать уже нужно антифриз, а не воду.

На «вкус» и цвет

Многие автолюбители уверены, что можно смешивать разные охлаждающие жидкости без вреда для двигателя, если они одного цвета. Этот миф построен на сложившейся практике окрашивать карбоксилатные антифризы (содержат ингибиторы коррозии на основе органических (карбоновых) кислот) красным, гибридные (содержат органические кислоты и неорганические ингибиторы — силикаты, нитриты или фосфаты) – зеленым, лобридные (имеют органическую основу, а также небольшое количество минеральных ингибиторов) – фиолетовым, традиционные – синим цветом. Но здесь важно понимать, что антифриз приобретает цвет благодаря обычному красителю (а не присадкам, как пишут в Сети «эксперты»), который добавляют в изначально бесцветную жидкость. Поэтому, некоторые предприимчивые производители окрашивают один и тот же антифриз в разные цвета, вводя покупателя в заблуждение.

Выбираем с умом

Единственный способ правильно выбрать антифриз для своего автомобиля – выяснить его спецификацию у автопроизводителя. Не стоит покупать антифриз только из-за того, что на этикетке указана марка вашего автомобиля – это может быть уловкой недобросовестных производителей. Лучше всего узнать напрямую у изготовителя (или сертифицированной СТО) вашей машины, какие марки охлаждающих жидкостей получили официальные одобрение и допуск. У всех крупных автопроизводителей есть перечни требований на антифризы. Соответствие им означает, что жидкость успешно прошла все испытания, и их результаты были официально зарегистрированы.

Разница между тосолом и антифризом

На протяжении последних нескольких десятков лет, с возникновением новых фишек для автомобилистов, несколько поколений имеют сложный выбор. Тосол и антифриз: в чем разница, что лучше и для чего вообще оно предназначено?

Последние десять-пятнадцать лет умы автомобилистов уже не так сильно будоражит новинка под названием «антифриз» для охлаждения двигателя. А еще несколько десятков лет тому, это и вправду была новинка – а еще, хороший способ продать не пойми что под видом охладительной жидкости.

Поэтому важно не только понимать разницу между этими жидкостями, но еще и уметь определять качество.

История и отличия автомобильного «охладителя»

Несмотря на множество опровергающих мнений «великих» автомобилистов, с уверенностью сообщаем: разница между тосолом и антифризом существует, и она достаточно существенна. Именно это станет нашей сегодняшней темой для обсуждения. Чтобы выяснить, в чем разница, совершим небольшой экскурс в прошлое.

Еще несколько десятков лет тому назад, на наших дорогах было большой редкостью встретить иномарку. Был запрещен не только импорт автомобилей, но и разнообразных деталей к ним. Собственно говоря, импорт был экономически не выгоден – страна самостоятельно производила все необходимое. Охлаждающие жидкости – не исключение из этого правила.

В чем же разница?

Тосол – это продукт советских времен. По сути, тосол и антифриз – это одно и то же, поскольку тосол имеет тот же принцип действия. Только раньше «тосол» был всего лишь существительным, в некотором роде даже аббревиатурой. «ТОС» расшифровывается, как технология органического синтеза, а частичка «ОЛ» означает этиленгликоль, т.е. спирт. Со временем же, тосол превратился в нарицательное название, чем и сбивает с толку начинающих автомобилистов.

Разница между тосолом и антифризом становится заметна еще на этапе их создания. Хотя эти два состава были придуманы в разное время, в разном месте и разными людьми, основа схожа – спирт и очищенная (дистиллированная) вода, т.е. разница не большая. Это вполне логичный выбор:

  • Спирт, смешанный с водой, не позволяет ей замерзать. Это понижает порог замерзания и позволяет эффективно охлаждать детали.
  • Закипать такая смесь будет, согласно свойствам воды – т.е. при температуре в сто градусов.

Но, несмотря на схожие основы, и тосол, и антифриз, имеют в своем составе еще и ряд добавок, которые и влияют на их свойства.

Химический состав: в чем отличие?

Как уже было сказано выше, разница в свойствах антифриза и тосола, заключается именно в добавках. Бывалый автомобилист отличит эти жидкости по цвету. А вот тем, кто только знакомится с железными лошадями, будет полезно прочитать эту статью.

Присадки – один из наиболее заметных показателей, по которым ОЖ отличаются.

Главным отличием является природа, т.е. органика или неорганика. Первый вариант относится к зарубежным (импортным) продуктам, а второй – к отечественным. Понятно, что это влияет не только на температуры работоспособности жидкостей и плотность, но и на качество охлаждающей жидкости.

  • Тосол может навредить системе автомобиля, поэтому его добавки обеспечивают еще и дополнительную защиту деталей. За счет своего состава, тосол создает специальный защитный слой, который предотвращает коррозию системы. Но из-за этого, эффективность теплоотдачи снижается. Как следствие, двигатель изнашивается быстрее, уходит больше бензина.
  • Антифриз образует подобную защиту лишь на особо опасных участках, что снижает риск проблем с двигателем.

Узнайте больше

Немного статистики: тосол требует замены через 37-40 тысяч километров, в то время как антифриза хватает на 250-270 тысяч километров. Существенная разница, не так ли? Маленький интересный факт для практического использования: цвет охлаждающей жидкости «показывает» температуру кипения. Поэтому если уж вам когда-то придется смешивать между собой жидкости, то помните, что это можно делать только с похожими оттенками!

Меняем охлаждающую жидкость: как ничего не перепутать?

Логично предположить, что жидкости, обладающие разными химическими свойствами, лучше между собой не смешивать. Учитывая, что основы у них схожи, на выходе можно получить абсолютно непредсказуемую смесь, которая не принесет двигателю вашей машины ничего хорошего. Конечно, могут найтись уникумы, которые скажут вам, что это ведь два вещества для охлаждения, и их можно смешать.

Но, прежде чем решаться на эксперименты с машиной, проверьте жидкости вне системы. Смешайте небольшое количество тосола с антифризом в одной емкости. Если образуется осадок – поздравляем, они не совместимы! А теперь представьте, что было бы, если бы этот осадок был в машине? Система охлаждения безнадежно испорчена.

Смешивание веществ

Даже, если после смешивания жидкостей, никакого осадка в виде хлопьев или пены не появилось, это вовсе не означает, что подобная смесь – безопасна. Неприятный сюрприз может всплыть в самый неподходящий момент, например, когда двигатель начнет перегреваться, а жидкость возьми – да и превратись в пену. Так можно не только распрощаться с машиной, но и чего доброго, и в ДТП попасть.

Вопрос об экспериментах с разноцветными жидкостями уже возникал – это запрещено. Дело в том, что цвет жидкости зависит от её характеристик. А разные добавки между собой не сочетаются. Поэтому, если вы решили сменить тосол на антифриз или наоборот: не ленитесь – почистите систему охлаждения. Все-таки, химическим составом тосол от антифриза отличается существенно.

Замена охлаждающей жидкости: что, в каком порядке, и куда?

Покупка качественного тосола или антифриза

  • Поскольку замену необходимо провести грамотно, первым делом надо позаботиться о качестве.
  • Никому не нужна подделка, да и переплачивать совсем не хочется.
  • Если вы совершаете покупку на рынке – будьте осторожны. Эти названия звучат довольно часто, но часто это лишь пиар.
  • Помните, что тосол – это антифриз, но не каждый антифриз – это тосол. Иначе получится, что пришли вы за антифризом, а вам под его видом «красиво» продали отечественный, дорогой, качественный тосол.

Чтобы такой ситуации не возникло, подготовьтесь к походу за покупкой. Проконсультируйтесь с опытными автомобилистами, возьмите с собой друга.

Промывка охлаждающей системы

  • Если действовать логично и по плану, можно предположить, что перед тем, как заливать новую жидкость, старую нужно слить, а емкость – вымыть. Чем и следует заняться.
  • Предыдущий антифриз сливаете – бачок, радиатор и блоки цилиндров.
  • Можете поставить машину под уклоном, чтобы капот был под наклоном вниз. (Не забудьте поставить машину на ручник).
  • Далее необходимо промыть систему. Очищенную (дистиллированную) воду смешайте со специальной очищающей смесью, которую можно приобрести в любом автомобильном магазине.

Заливаете эту смесь в систему, включаете двигатель, печку, и ждете, пока жидкость пройдет по системе. Повторяйте это несколько раз, до полной очистки системы. После того, как система очищена, разверните автомобиль. Теперь задняя часть автомобиля должна быть наклонена вниз. Проверьте приобретенный раствор: часто продается концентрат охлаждающей жидкости, и её необходимо развести.

Залейте антифриз, 90% необходимой жидкости. Радиатор не закрывайте (это важно!), и включите двигатель. Это позволит выгнать воздух из системы. Заглушите мотор, долейте жидкость в радиатор, закройте крышку радиатора. На этом работа закончена.

Чем отличается тосол от антифриза?

Антифриз или тосол? Какую охлаждающую жидкость необходимо, или рекомендуется использовать в автомобиле? Какая разница между антифризом и тосолом и есть ли преимущества у одной жидкости перед своим непосредственным визави? Стоит еще добавить сюда один насущный вопрос: можно ли их смешивать и чем это грозит? Надо разобраться.

Вопрос возник не на пустом месте, потому как многие водители понятия не имеют, какие различия между химическими соединениями. Более того, большинство автомобилистов крайне далеки от понятия «обслуживающие жидкости» и идут на поводу маркетинга, советов «профессионалов» и бывалых водителей с многолетним стажем кручения баранки. В этой статье постараемся ответить на вопрос, в чем разница между тосолом и антифризом.

Ключевые различия

Прежде, чем углубляться в особенности продуктов, выясним основные особенности каждого.

Антифриз – охлаждающая жидкость, оберегающая двигатель от перегрева. Сам термин «антифриз» несет международное значение. Это общее понятие, подходящее для всех веществ подобного типа.

Тосол – одна из разновидностей, разработанная отечественными специалистами для внутреннего рынка. По своим свойствам ничем не отличается и охлаждает как антифриз.

Аббревиатура «Тосол» имеет 2 части:

  • ТОС – технология органического синтеза;
  • ОЛ – группа спиртов, входящих в состав продукта.

Разработка проходила НИИ органической химии в далеком уже 1971 году. Примечателен факт, что название «ТОСОЛ» никто не удосужился запатентовать, поэтому производители с успехом эксплуатируют «бренд» в своих нуждах. Второй момент: ни одна компания не соответствует стандартам, принятым в процессе разработки эталонной жидкости. Плохо ли это? На самом деле нет, потому как каждый изготовитель придумывает собственный рецепт, привнося в соединения новые компоненты. Главное в этом деле – приобрести жидкость от проверенного бренда, а не гнаться за первым попавшимся тосолом.

Классификация антифризов

Как антифриз отличается друг от друга? Существует 3 основных типа жидкости:

  • минеральные (G11);
  • органические (G12);
  • лобридные (G12++, G13).

Тосол, как таковой, принадлежит к группе G11. Эксплуатационный срок составляет около 2 лет или 50 000 км пробега автомобиля. Органика (G12) прослужит до 5 лет (250 000 км). Лобридные (G12++ и G13) альтернативы по своей сути «доноры», поскольку отлично сочетаются с первыми двумя категориями.

Химическая проверка состава

В чем разница между тосолом и антифризом? Тосол широко используют в отечественном автопроме. Основа у охладителей идентична, а вот плотность – совершенно разная. Поэтому отличить антифриз от тосола можно только специальным ареометром. Дополнительно используют целый ряд параметров:

  • температура замерзания;
  • температура кипения;
  • свойства смазки;
  • свойства предотвращения коррозии.

В продаже имеется несколько цветов жидкости:

Поскольку мы разобрались, чем отличается тосол от антифриза, переходим к следующему вопросу.

Что лучше использовать для автомобиля?

Выбирать жидкость следует исходя из особенностей двигателя автомобиля. Начнем с того, что в основе мотора может быть алюминий и его сплавы, или же медь с латунью. На основании этого используем следующие параметры:

  • красный – подходит для медных и латунных радиаторов;
  • зеленый – используется для алюминиевых теплообменников.

Тосол применяется исключительно для отечественного рынка колесной техники. Особенно полезным он будет для чугунных агрегатов.

С другой стороны, ответ вам даст паспорт собственной машины. В спецификациях обслуживания написано, какой именно раствор предпочтителен для того или иного двигателя. Если указана марка – приобретайте исключительно этот продукт, или ищите аналоги, основу которых не отличить от эталонной.

Не нужно забывать и о периодической замене охлаждающей жидкости.

Можно ли смешивать разные жидкости?

Еще один «народный вопрос» состоит в следующем: что будет, если смешать тосол с антифризом? Родился он не на пустом месте. Более того, у многих автовладельцев имеется несколько канистр с жидкостями разного состава. Вполне закономерный вопрос напрашивается сам собой: если и то и другое охлаждает радиатор, то почему бы все не совместить?

Разбираемся. Отличия антифриза от тосола не велики, но есть несколько факторов. Первый – ГОСТ. Согласно стандарту, ни одна жидкость не должна иметь в составе механических компонентов. Состав исключительно однородный и прозрачный. Разные классы антифризов вполне могут обладать одинаковой цветовой гаммой, но химический состав при этом отличается кардинально. Смешивание даже идентичных охладителей разных изготовителей чревато появлением взвесей и твердых частиц.

Второй – химический состав. Минеральная и синтетическая основа при смешивании гарантировано «производят» мутный осадок, оседающий на стенках радиатора. Накапливание приводит к тому, что последний забивается, помпа не может нормально работать, а двигатель попросту кипит.

Третий – производитель. Можно мешать антифризы одинаковой категории от разных брендов, но это чревато. Да, их характеристики температуры замерзания и кипения могут быть идентичны, но нагрев жидкости наверняка вызовет реакцию, при которой образуются мельчайшие твердые частицы, разрушающие радиатор и помпу через время. Гарантировать бесперебойную работу двигателя никто не возьмется, как и прогнозировать последствия.

Ликвидация последствий

Если вы все же смешивали жидкости, пусть и одной категории, а может и неоднократно, то стоит придерживаться элементарных мер безопасности. Да, придется повозиться с мотором, зато можно быть уверенным в его исправности. Стоит проводить периодическую промывку радиатора и всех сопутствующих систем охлаждения.

Опыт показывает, что смешивать антифриз можно, но «донор» должен быть максимально качественным. Под эту категорию подходит только класс G12++. Если вы не уверены в том, какая жидкость используется в автомобиле, а уровень упал до критической отметки, покупайте только универсальный вариант. Но в любом случае, забывать про внутреннее устройство радиатора не стоит.

Отличие тосола от антифриза

Современный автомобильный рынок развивается все более стремительно, а вместе с ним и все детали, комплектующие и вспомогательные продукты, которые направлены на автомобилистов. Облегчив выбор потребителю, определим, чем отличается тосол от антифриза. Для этого целесообразно будет сначала определить, что представляет собой каждый из этих продуктов, а затем уже сравнить их.

Значение антифриза на современном рынке

Антифризом называют все жидкости, которые способны не замерзать при низких температурах. Его применение стало популярным на различных видах коммерческих учреждений, но самый распространенный способ его реализации в двигателях автомобилей. Благодаря тому, что температура замерзания охлаждающей жидкости намного ниже температуры замерзания воды, ее используют для предотвращения повреждений двигателя автомобиля в холодное время года и охлаждения системы двигателя.

Кроме главной функции, они также выполняют ряд дополнительных опций, среди которых:

  • Антикоррозионная;
  • Антикавитационная;
  • Антипенная.

В состав жидкости входят, как правило, смеси этиленгликоля, пропиленгликоля, глицерина, одноатомных спиртов, воды и определенного набора присадок, которые каждый производитель определяет индивидуально. Автомобильный антифриз, как правило, содержит этиленгликоль и наделен флуоресцентными свойствами.

Отличие в цвете различных антифризов обусловлена добавлением различных красителей в их состав. Небольшое количество красителя (несколько грамм на 4-5 тонн) никак не влияет на качество и свойства жидкости, а созданы лишь в рамках маркетинговой стратегии или как своеобразная договоренность между производителем и компанией-потребителем.

Место тосола среди антифризов

Тосол это торговая марка незамерзающей жидкости, созданной для использования отечественными автомобилями еще во времена СССР. В состав тосола в отличии от антифриза всегда входит этиленгликоль, что позволяет удерживать двигатель только в тех температурных рамках, которые определены для отдельной марки. На прилавках можно найти два вида вещества:

  • ТОСОЛ-40 голубого цвета
  • ТОСОЛ-65 красного цвета

[3]

Видео (кликните для воспроизведения).

Именно число, указанное рядом с названием, обусловливает ту температуру, при достижении которой жидкость начинает замерзать. Кроме того, смесь имеет высокий порог горения, что делает ее полезной и в теплое время тоже. Яркие цвета служат индикатором для безопасности водителя, поскольку она выделяются среди других деталей и в случае поломки обеспечивают возможность сразу узнать о ней.

Разница между продуктами

Сравнивать тосол с антифризом достаточно трудно, поскольку это один вид большой группы товаров – охлаждающих жидкостей. Но о том, чем отличается тосол от всей группы товаров можно оценивать с помощью анализа его отличительных качеств и свойств.

Например, если в состав большинства охлаждающих жидкостей входят присадки, создании на основе некоторых солей органических кислот. То присадки отечественной смеси сделаны из неорганических кислот, таких как фосфаты, нитраты, силикатов, нитриты. Именно наличие неорганических элементов провоцирует образование тонкого слоя из осадка на стенках металла, и тем самым ухудшают теплообмен внутри двигателя.

Вместе с тем, антифризы создают защитный слой только в местах, подвергшихся воздействию коррозии.

Что может навредить двигателю?

Из-за образования слоя на стенках мотор быстрее изнашивается, а вещество теряет способность охлаждаться через 30-40 тыс. км., тем не менее антифриз выдерживает до 250 тыс. км. Тосол от антифриза отличается также тем, что является менее стойким к высоким температурам, поскольку его предел составляет 105С. Важно то, что эти жидкости категорически нельзя смешивать между собой. При их сочетании формируется осадок, который моментально начинает портить работу двигателя и влиять тем самым на работу других деталей.

  • Следовательно, по характеристикам тосол сильно проигрывает другим жидкостям со своего класса.
  • Однако бесспорным остается то, что лучше использовать его для двигателей отечественных автомобилей.
  • Большинство же иномарок не воспринимают нашего отечественного производителя и не включают его в список рекомендованных для своих потребителей.

nazik87 › Блог › Чем отличается тосол от антифриза?

Любому автовладельцу хочется, чтобы его «железный конь» работал десятки лет. Именно поэтому мы прислушиваемся к звуку двигателя, стараемся заправляться на проверенных заправках, покупаем качественные масла и антифриз. Хотя для начинающего автолюбителя выбор многих средств для улучшения работы автомобиля – это долгий путь проб и ошибок. Одной из проблем может стать выбор между тосолом и антифризом, ведь для непосвящённых граждан эти две охлаждающие жидкости – одно и тоже. Попробуем узнать, так ли они похожи на самом деле.

Определение


Антифризом называют все без исключения охлаждающие жидкости, вне зависимости от того, где и когда они выпущены.

Тосол — это разновидность антифриза, выпущенная в СССР. В связи с тем, что альтернативы тосолу не было, очень скоро название торговой марки стало нарицательным и долгое время так называли и другие антифризы, попавшие на советский, а потом и российский рынок. На самом деле, ТОСОЛ – это аббревиатура, которая расшифровывается как «технология органического синтеза отдельной лаборатории».

Состав


В составе тосола, как и в любой другой охлаждающей жидкости, присутствует этиленгликоль и вода. В тосоле используются присадки на основе солей неорганических кислот, например, фосфатов, силикатов, нитратов и нитритов.

В составе антифриза также есть этиленгликоль и вода, присутствует глицерин, пропиленгликоль и спирт. Другими словами, антифриз – это этиленгликоль (или пропиленгликоль), вода и присадки. Именно присадки особенно ценны в составе, так как они повышают антикоррозийные, антикавитационные, антипенные возможности антифриза. В составе антифриза присадки на основе солей органических кислот.

Эксплуатационные характеристики


Благодаря тосолу, на поверхности металла образуются защитный слой, как правило, его толщина не превышает 0, 5 мм, но минусом такой защиты является низкая теплопередача. Из-за этого увеличивается расход топлива, а сам двигатель быстрее изнашивается. Тосол теряет свою охлаждающую способность уже через 30-40 тысяч км пробега. В связи с тем, что в составе антифриза присутствуют такие неорганические соли, как фосфаты и силикаты, возможно образование гелей и осадков, которые могут привести к засорению радиатора. При высоких температурах тосол работает в системе до предела в 105 градусов.

Антифриз образует защитный слой только на стенках, подверженных коррозии, в связи с тем, что на остальном металле защитного слоя нет, то теплопередача остаётся ненарушенной. Эта охлаждающая жидкость не теряет своих свойств при пробеге легкового автомобиля более 250 тысяч км. В связи с тем, что в карбоксилатных жидкостях используются органические соли, осадки не образуются. Антифриз закипает при температуре 115 градусов.

Тосол и Антифриз, а также чем отличаются эти 2 продукта, волнуют отечественных автовладельцев уже более 30 лет .

В итоге, права на название «Тосол» так никто и не зарегистрировал, но оно прижилось в обороте автомобилистов, поэтому многие производители жидкостей для охлаждения называют свою продукцию «Тосол», стремясь повысить продажи за счет узнаваемого названия.

Сейчас название «Тосол» имеет нарицательную форму и применимо к любой охлаждающей жидкости. Кроме того, среди автомобилистов бытует заблуждение, что для отечественных автомобилей следует использовать исключительно тосол, а антифриз применять только для автомобилей импортного производства. По сути, тосол – это один из видов антифриза с отечественными корнями и мало чем отличается от импортных аналогов, хотя некоторые отличия все-таки есть.

  • Антифризами называют специальную жидкость, которая предназначена для охлаждения силовых узлов автомобилей. Такая жидкость имеет свойство не замерзать при предельно низких температурах и является неотъемлемой частью системы охлаждения любого транспортного средства с двигателем внутреннего сгорания.

В состав такого вещества входит двухатомный спирт – этиленгликоль и специальные присадки, что замедляют коррозионные процессы. Существует множество названий антифризов, многие производители в качестве названия используют предельную рабочую температуру жидкости, к примеру, ОЖ-70.

Состав современных антифризов

В основе такого вещества лежит этиленгликоль и вода в процентном соотношении 65%-70% к 35-30%. Этиленгликолевая смесь позволяет веществу выдерживать предельно высокие температуры, придает ему удельной теплоемкости и необходимый уровень вязкости.

Охлаждающие вещества, в основе которых лежит этиленгликолевая смесь, являются наиболее распространенными и популярными на рынке. Но такой раствор имеет агрессивную среду и может нанести вред компонентам автомобиля, что изготовлены из различных металлов. Именно поэтому в данную смесь добавляется огромное количество присадок, что имеют антикоррозионные и стабилизирующие свойства.

Состав антифризов производимых в России регламентируется ГОСТом, в котором прописано большинство необходимых параметров для таких веществ. Но данный ГОСТ не указывает необходимый процент присадок в готовом веществе, их состав, а также условия смешиваемости.

Кроме того, в российских реалиях не существует ГОСТа, который бы регламентировал минимальные сроки службы антифриза и условия испытаний жидкостей. Поэтому на рынке часто встречаются антифризы, которые могут замерзать при -25°С и доходить до состояния кипения уже при +90°С.

Автопроизводители имеют свою специфику оценки жидкостей и помимо лабораторных анализов жидкости проводят стендовые испытания, а также выдвигают дополнительные требования к таким веществам.

К примеру, концерн Volkswagen классифицирует антифризы по спецификациям групп под названиями G12 и G13. Сейчас данная классификация антифризов широко применяется другими мировыми производителями.

Периодичность замены классических антифризов

Вследствие длительной эксплуатации антифриза снижается концентрация присадок, уменьшается уровень теплопередачи, растет склонность к образованию пены при охлаждении и начинаются коррозионные процессы в незащищенных металлических компонентах автомобиля.

Периодичность замены антифриза регламентируется самими автозаводами, что производят автомобили. В среднем охлаждающую жидкость меняют с периодичностью в 2-3 года. Современные автомобили премиального сегмента могут не нуждаться в замене антифриза на протяжении 5 лет или 200-250 тысяч пробега. К примеру, концерн Volkswagen рекомендует менять антифриз с периодичностью в 5 лет для всех своих новых автомобилей, независимо от класса, а отечественный АвтоВАЗ рекомендует проводить замену каждые 3 года или 75 тысяч пробега.

В некоторых случаях антифриз может прийти в негодность раньше предполагаемого срока.

Среди основных признаков старения антифриза выделяют:

  • Образование железообразных масс с внутренней стороны расширительного бака при небольшой минусовой температуре;
  • Помутнение внутри расширительного бака или появление твердого осадка;
  • Частое срабатывание радиаторного вентилятора.

Данные признаки с большей долей вероятности свидетельствуют о старении антифриза. При появлении малейших признаков из списка рекомендуется провести оперативную замену охлаждающей жидкости.

При приобретении антифризом рыжеватого оттенка необходимо в срочном порядке провести его замену, поскольку такой цвет свидетельствует о начале коррозионных процессов в автомобиле.

Нюансы смешивания различных антифризов

Со временем количество антифриза в системе уменьшается, такая ситуация обуславливается испарением воды или плохой герметичностью системы охлаждения.

[1]

При испарении можно долить небольшое количество дистиллированной или, в крайнем случае, хорошо прокипяченной воды.

При утечке самого антифриза следует доливать новый антифриз от такого же производителя.

Антифризы отечественного производства от различных брендов, но с одинаковыми техническими условиями допустимо смешивать. Важным моментом является совпадение ТУ, поскольку жидкости с разными ТУ при смешивании могут терять свои свойства и наносить вред системе.

Часто при смешивании антифриза с разным ТУ происходит химическая реакция присадок и их полная нейтрализация. Поэтому лучше всего долить воды, когда невозможна полная оперативная замена антифриза.

Также многих автовладельцев волнует вопрос о смешивании антифризов разных цветов. Стоит понимать, что охлаждающая жидкость может производиться с использованием любого красителя, который не влияет на свойства вещества. Такой краситель необходим исключительно для обнаружения протечек системы охлаждения. Смешивание жидкостей различных цветов допустимо при использовании антифриза одной марки, основным условием смешивание является совпадение ТУ.

Качественный антифриз – залог исправности автомобиля

Использование некачественной охлаждающей жидкости приводит к перегреву двигателя, что способствует его быстрому износу и поломкам, а в некоторых случаях может спровоцировать возгорание автомобиля.

При соответствии всем международным стандартам и ГОСТам температура закипания антифриза должна равняться +105°С.

Многие производители в целях экономия вместо этиленгликоля используют глицериновую основу. Антифриз с таким основным компонентом имеет низкий порог замерзания (-25°С) и очень высокую вязкость, что может привести к перегреву двигателя.

Для улучшения температурной устойчивости недобросовестные производители добавляют в антифриз незначительную долю метанола. Главной опасностью такого вещества является относительной низкая температура кипения в +65°С и его высокая испаряемость. Метанол также снижает порог закипания всего антифриза до пределов +80-90°С.

Кроме того, попадание метанола на горячий коллектор чревато возгоранием, а не только перегревом силового агрегата.

По сути, антифриз с глицерином может быть достаточно качественным, все зависит от его концентрации. К примеру, известный концерн Volkswagen в некоторых охлаждающих жидкостях использует глицерин в процентной доле до 20%. Такое решение направлено на сохранение экологии за счет использования излишком глицерина, который вырабатывается на одном из этапов производства биодизельного топлива.

Наиболее рациональным решением для обеспечения исправности автомобиля и Вашей безопасности является покупка сертифицированного антифриза от известных мировых производителей в крупных торговых точках.

Разница между тосолом и антифризом — что лучше для использования

Автомобили и все что с ними связано — моя тема. У меня несколько автомобилей — в том числе одна модели «Лада» и одна иномарка, которую я часто использую для работы. Это важно поскольку речь идет о тосоле, который рекомендуется использовать в отечественных автомобилях.

Также заранее хотелось бы отметить, что автомобилем я пользуюсь уже не один год и давно изучил многие вопросы по его устройству, а особенно научился разбираться в моторах и в настоящее время хотел бы пролить свет на разницу между тосолом и антифризом. В статье даны ответы на этот и некоторые другие вопросы по теме.

Данные типы смесей для радиатора автомобиля являются одними из самых востребованных на рынке.

Владельцы авто часто задают вопрос и интересуются, что находится у них под капотом и залито в систему охлаждения мотора: многим интересно знать, чем отличается современный антифриз от старого советского тосола. Также многие спрашивают, что будет, если их перемешать между собой — как это отразиться на работе мотора?

Между тем от разновидности хладагента может сильно зависеть общий показатель работы двигательной установки и, естественно, в целом всего автомобиля.

Важно понять, что по существующей среди автомехаников статистике до 22 процентов поломок в моторе связано с системой охлаждения. При этом косвенных неисправностей обычно куда больше, в среднем их около 50 процентов. Это может нам ярко говорить о том, насколько все таки важно учитывать тип охлаждающей смеси в моторе и следить за ее характеристиками при выборе.

Важно: стоит сразу оговориться, что разделение на тосолы/антифризы присутствует лишь на территории РФ. Естественно, те и иные смеси можно найти на данном рынке и свободно их приобрести для своего автомобиля.

В чем разница по методу изготовления?

Процесс создания автомобильного тосола основан на классической еще советской системе, при которой в смеси находятся лишь добавки на базе соли различных типов и так называемых неорганических смесей (в том числе неорганических кислот), одна из которых является нитратом, либо может быть отнесена к классу нитритов/силикатов.

Любой современный антифриз делается с добавлением так называемых присадок, которые состоят из нескольких органических смесей или сделаны на основе карбонатов. При работе мотора автомобиля антифриз создает собой на его поверхности прочную пленку, при этом средняя толщина пленки составляет около 0 ,7 миллиметра. Это очень удобно м значительно увеличивает время работы двигателя.

Хорошо ли это для мотора?

С одной стороны все отлично, поскольку данная пленка позволяет мотору автомобиля лучше противостоять коррозии во время работы. По другой причине, что в нашем случае куда удобнее и принесет больше пользы — защитная планка по причине своей небольшой тепловой проводимости способна отрицательно влиять на создаваемую теплоотдачу около мотора и вокруг цилиндров. По этой причине скорость и эффективность теплового обмена в моторе понижается практически в два раза. В нашем случае антифриз играет роль так называемого теплоизолятора для системы всего ДВС.

Как логичное последствие этого, двигатель авто работает на высоких оборотах и при максимальных температурах, а это, в реальности, может спровоцировать потерю мощности, а также более высокий расход топлива либо ускоренный износ поршней.

Антифриз к слову, если сравнивать его с тем же советским тосолом, создает собой прочный защитный слой вблизи самых мест возникновения коррозии. При этом размер пленки достаточно велик, чтобы можно было обволакивать все внутренние части мотора — размер пленки в толщину всего 0,6 мм.

Что стоит выбрать — тосол либо антифриз

Другой полезный параметр, который стоит учитывать и который выгодно отличает антифризы от тосола, говорит о разности составов хладагентов. Изначально число химических силикатов, что входят в тосол и гарантируют противокоррозионную устойчивость металлических частей, противостоящих влиянию эрозии (влияние лопающихся пузырей газа радом с металлами), точно выверено с объемом остальных добавок. Но при этом во время работы мотора все эти химические компоненты расходуются разными путями. Например силикаты заканчиваются достаточно быстро.

[2]

  • Их взаимодействие между собой изменяется, а спустя каких-нибудь 50 тысяч километров. Охлаждающая смесь на их базе может значительно теряет собственные защитные свойства. Антифриз по своей сути по причине другого состава способен сохранять стабильность в работе куда более долго.
  • В этом и есть плюс работы антифриза — его время «жизни» составляет примерно 200 тысяч км.
  • Еще одним небольшим различием между тосолом и антифризом является слабая способность имеющихся в его составе добавок действовать при максимальных, (более 105 градусов по Цельсию) температурах и таким образом эффективно защищать металл от трения.
  • Сравнивая с тосолом, тот же антифриз способен защищать элементы мотора от мелких частиц алюминия и его различных производных. Ранее уже говорилось о кавитации, которая способна существенно влиять на снижение срока работы мотора.

Продолжая рассуждение, чем все же отличается советский тосол от нового антифриза, важно будет также упомянуть, что для присадок и добавок силикатного типа, в большей части случаев имеющихся в составе тосола, может быть свойственно появление гелеобразных сторонних продуктов и продуктов распада.

А фосфаты могут провоцировать собой появление плохо растворимого осадка в моторе, что приведет к его поломке рано или поздно. Учитывайте то, что все эти последствия в виде отложений со временем ломают систему охлаждения – нередко выходит из строя один или сразу все радиаторы и ломается термометр. Это в лучшем развитии событий спровоцирует перегрев силового отсека.

Учитывайте то, что для европейских антифризов свойственна высокая стабильность рабочих характеристик, а появление паст или металлического осадка во время действия мотора им не свойственно.

Помимо всего остального, современные антифризы для системы охлаждения мотора, в сравнении с тем же тосолом сделаны таким образом, что не проявляют химической агрессивности к пластиковым и другим элементам, которые часто могут встречаться в системе у последних авто.

Также антифризы способны куда более долго сохранять свои свойства при высоких температурах и максимальном давлении (около 3 атмосфер).

В итоге нелишним было бы сказать читателям, что, в случае поломки и необходимости выбирать охлаждающую смесь для мотора, в самом начале нужно заглянуть в инструкцию пользователя мотора, чтобы застраховать себя и прояснить основные нюансы применения охлаждающей смеси.

Главное в деле выбора подходящего для своего автомобиля хладагента — это стараться приобретать товар только у проверенного специалиста, а не нестись в магазин за тем, чтобы приобрести первую приглянувшуюся жидкость.

Деление хладагентов

Антифризы для автомобилей обычно делят на так называемые классические — она выполнены на основе минеральной смеси (данные хладагенты имеют обозначение 11), и более редкие лорбидные хладагенты (их обычно обозначают в виде маркировки с G12 плюс плюс).

Не менее важно будет заранее обозначить что те же органические разновидности хладагентов для мотора разрешается заливать на время около пяти лет.

Учитывайте, что изначально число химических силикатов, что входят в тосол и гарантируют противокоррозионную устойчивость металлических частей, противостоящих эрозии (влияние лопающихся пузырей газа ), точно выверено с объемом всех остальных добавок. Но при этом во время работы мотора все эти хим. компоненты расходуются разными путями.

Различаются антифризы по

  • Основное различие — это конечно же температура и быстрота среднего закипания смеси в процессе работы.
  • Кроме того, тосолы различаются по противокоррозийным качествам во время работы автомашины, еще они могут различаться по стандартным смазывающим свойствам.
  • Выпускаются подобные хладагенты в виде смесей в зеленом и красном цвете.
  • Фосфаты могут провоцировать собой появление плохо растворимого осадка в моторе, что приведет к его поломке рано или поздно. Учитывайте то, что все эти последствия в виде отложений со временем ломают систему охлаждения.
  • Для европейских антифризов свойственна высокая стабильность рабочих характеристик.
  • Помимо всего остального, современные антифризы для системы охлаждения мотора, в сравнении с тем же тосолом сделаны таким образом, что не проявляют химической агрессивности к пластиковым и другим элементам, которые часто могут встречаться в системе у последних авто.
  • Основное различие — это конечно же температура и быстрота среднего закипания смеси в процессе работы.
Видео (кликните для воспроизведения).
  • Кроме того, тосолы различаются по противокоррозийным качествам во время работы автомашины, еще они могут различаться по стандартным смазывающим свойствам.
  • Также антифризы способны куда более долго сохранять свои свойства при высоких температурах и максимальном давлении (около 3 атмосфер).
  • В случае поломки и необходимости выбирать охлаждающую смесь для мотора, в самом начале нужно заглянуть в инструкцию пользователя мотора, чтобы застраховать себя и прояснить основные нюансы применения охлаждающей смеси.
  • Главное в деле выбора подходящего для своего автомобиля хладагента — это стараться приобретать товар только у проверенного специалиста, а не нестись в магазин за тем, чтобы приобрести первую приглянувшуюся жидкость.

Источники




  1. Вершигора, В.А. Автомобили «Жигули» моделей ВАЗ-2101, -2102, -21011, -21013: Устройство и ремонт / В.А. Вершигора, А.П. Игнатов, К.В. Новокшонов, и др.. — М.: Транспорт; Издание 2-е, перераб. и доп., 2015. — 240 c.



  2. Шрадер, Хальварт Автомобили BMW / Хальварт Шрадер. — М.: Интерэксперт, 2016. — 272 c.



  3. Хайнлайн Роберт Фермер в небе. Свободное владение Фарнхэма; Эксмо, Terra Fantastica — Москва, 2003. — 624 c.

Тосол и антифриз главные отличия

Оценка 5 проголосовавших: 1

Здравствуйте, я Юрий Злобин. Уже более 8 лет работаю автослесарем. Являюсь специалистом своего дела и хочу научить посетителей сайта решать их проблемы.



Все материалы для данного ресурса тщательно собраны и переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Однако чтобы применить ее, всегда необходима консультация у профессионалов.


ВНИМАНИЕ !!!
Если Вы не видите наших видео роликов , значит у Вас включен блокиратор ADBlock




Интернет-магазин Легион - Автодата